Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Ориентация на перепутье

01 января 2007

ЦСК (Цитата с комментарием)

ИЗ ПОЧТЫ «ЛГ»
«…Сейчас много говорят о духовности. «Литгазета» даже несколько месяцев подряд публиковала полемические материалы на эту тему под рубрикой «Национальный характер – миф или реальность?» Там было множество разных мнений. Главная же тема в этом споре звучала примерно так: утрачивая духовность, русский человек теряет смысл жизни, и никакой карьерный или коммерческий успех не спасает его от утраты национальной самоидентификации. И это действительно так!

Нужно культивировать духовные интересы с юного возраста! Прививать интерес к чтению. Внедрять в наш быт стандарты духовно-интеллектуальной жизни. Домашняя библиотека (пусть даже на электронных носителях) должна стать обязательным атрибутом нашего бытия.

Но тут возникнет вопрос о том, а какие произведения должны стоять на книжных полках – всё же охватить невозможно. Да и будет ли нынешний компьютеризированный школьник читать из ушедшей в прошлое советской литературы, например, про Павку Корчагина? Не задремлет ли над рассказами Паустовского?

Литература должна держать интеллект общества в напряжении, подталкивать к развитию, с головой же, повёрнутой назад, двигаться вперёд невозможно. Поэтому, я думаю, нужно провести безжалостную селекцию в школьных программах, максимально её облегчив. А литкритикам сориентировать всех наших писателей на творчество, побуждающее к преобразованиям и развитию нашего общества. Другой, я думаю, роль литературы в жизни общества быть не может!..»

Иван САЖИН

Лев АННИНСКИЙ

Дорогой Иван Сажин, вы, как всегда, задеваете самые больные проблемы современного состояния умов-душ и ставите несколько самостоятельных, хотя и связанных между собой вопросов.

Если можно, я начну с последнего: не пора ли «сориентировать всех наших писателей на творчество, побуждающее к преобразованию и развитию нашего общества?».

Сориентировать? Да ещё и всех? То есть скомандовать, что ли? А знаете, что получится, если вот так, разом, всех теперь «сориентировать»? Опыт-то имеется, ориентировали писателей и через разного рода ассоциации-союзы, и с помощью всякого рода решений-постановлений. Что мы получим, если попробуем этот метод сейчас?

Мы получим когорту ушлых авторов, которые немедленно выполнят «социальный заказ» и выдадут на-гора кучу нечитаемых поделок, непроизвольно имитируя это самое «преобразование и развитие общества». А те, что поталантливее и покруче, произведут такую откровенно издевательскую имитацию «соцзаказа», что эффект будет обратный.

Так что же, невозможно как-то подтолкнуть писателей к работе над «национальным самосознанием»? Нет, возможно. Когда в реальности предпосылки к такому самосознанию созреют и у самих писателей руки будут чесаться для такой работы. Тогда и призыв может подействовать – если назрело. Великая советская лирика военной поры появилась не вследствие «призыва», а потому, что такой фронтовой призыв был в реальности – слова сами рвались на бумагу.

А теперь? Вы уверены, что жизнь уже подвела нас к решительной и бесповоротной «ориентации» на те или иные ценности (национальные, интернациональные, глобальные, региональные и т.д.)?

Я не уверен. Россия – на перепутье. Потому что весь мир на перепутье. Меняются не только границы сфер влияния (госграницы уже пережили судорогу передела – 20 лет назад), меняются геополитические роли великих (и невеликих) держав. Меняются культурные ориентиры. Меняются духовные ценности. Зависит это не столько от писателей, сколько от многонародной и многорядной реальности, которая то бьётся в конвульсиях политических тупиков, то замирает в ожидании новых пророков. Но до пророческих прозрений далеко. Всемирная развлекаловка в сфере культуры потребления (фестивали и шествия, граничащие с дурдомом, конкурсы, выворачивающие наизнанку всякие представления о прекрасном, апоплексия обнажённого самовыражения и рекламная гульба попсы) – это и есть мировая культура на перепутье.

Кончится межвременье – и всё это схлынет без следа. Но не радуйтесь: если уж время заставит встать в строй, оно шеи поломает тем, кто попробует уклониться, а те, что встанут, будут петь о счастье умереть за то, во что поверят. Искренне!.. В чём и состоит загадка человеческой психологии.

Не будем торопить события, а то не обрадуемся. Опыт был: хотели вырвать радость у грядущих дней. Потом от такой радости нас и вырвало на глазах у всего мира. Да и весь мир вырвало. От страха ядерного удара.

Но тут возникает вопрос: какие книги должны стоять на книжных полках школьников сегодня?

Больной вопрос. Зудящий. Ведь полки и впрямь не «резиновые», а программы и так трещат то от перенапряжения, то от того, что из них что-то надо выламывать на выброс.

Да, нынешний компьютеризированный школьник, пожалуй, про Павку Корчагина читать не станет. И над Паустовским, глядишь, задремлет. Но это неизбежно. Всякая эпоха, взращённая своим кругом чтения, с этим кругом расстаётся по миновании задач. Паустовский читался с упоением – когда тонко и чутко противостоял дуболомному фронту мобилизованных соцреалистов, железно «преобразовывавших общество», – но теперь того фронта нет. Корчагин работал безотказно, когда этот железный фронт обжигал в реальности миллионы душ, «сориентированных» на светлое будущее. И этого фронта больше нет.

Сам обожжённый этим светом, я с грустью провожаю в небытие книги, отслужившие свой век. Мне больно расставаться и с Островским, и с Паустовским, хотя и по-разному: с одним облегчённо, с другим отяжелённо, – но что неизбежно, то неизбежно. Ничто не вечно под луной. Вы думаете, что после Пушкина Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков читались так же, как до Пушкина? И что Карамзин со своей бедной Лизой мог соперничать с Маяковским, прорычавшим своё «Про это»?

Селекция в кругу обязательного чтения безжалостна. И неизбежна.

Где критерии: что сохранять, что отодвигать?

Конечно, какой-то предельный минимум надо оставлять, уповая на вечность (хотя никто нам эту вечность не гарантирует). Гомер. Сервантес. Шекспир… А под нашими небесами? «Слово о полку…». Пушкин. Толстой. Шолохов… Боюсь продолжать, скажу: Блок – и целая радуга засверкает рядом.

Но что дальше?

Дальше – надо ждать, к кому повернутся (вернутся?) сердца людей в надвигающемся будущем. Может, к Остапу Бендеру? Не исключено. Может, к Василию Тёркину? Вполне вероятно. А может, к Юрию Живаго? Я бы как раз этого хотел… «Жизнь прожить – не поле перейти». Но моему поколению теперь уже недолго осталось «хотеть». И пока новый круг готовности не определится (по мере того, как будет созревать новая мировая ситуация, и Россия… то ли сохранит роль моста, соединяющего «дальние берега» мира, то ли вернётся к участи добычи, которую этот мир опять примется раздирать на куски… или же сама начнёт раздирать себя на части, если утратит свою завораживающую всеотзывчивость), – будем ждать, что определится.

А что читать? Вот сейчас, во времена галдящего рынка-базара, где тексты пишутся «на сезон» и художественный уровень приравнивается к числу продаж?

Полагаться на вечно спасительную роль школьного учителя, который на свой страх и риск станет заполнять лакуны, обнаруживающиеся при «безжалостной селекции» программ.

Что при этом особенно важно – именно в эпоху переходного галдёжа?

Возможность альтернатив. То есть школьник, которому учитель с выражением читает Иосифа Бродского, должен знать, что существует Юрий Кузнецов. И где его найти.

И да помогут нам в этих поисках электронные носители. Вы угадываете это будущее… облегчение книжных полок. Отбор будет происходить (и уже происходит) на подиуме бесконечного забора под названием «Же-же» (или ещё как-нибудь), где каждый пишет что хочет, но мало кто кого читает. Там и будут, наверное, понемногу выслаиваться уровни спроса и признания, выясняться репутации и выбраниваться авторитеты, которые и решат между собой спор о том, кого назовёт грядущая литературная эпоха «лучшим и талантливейшим», кого определит во враги, а кого отгребёт в отвалы.

Я не сомневаюсь, что в результате этой многоуровневой селекции народ получит зеркало, в котором увидит себя.

Но я сомневаюсь, что сейчас можно угадать, что именно он увидит в этом зеркале. Это зависит от многих факторов, а факторы эти, в свою очередь, зависят от меняющегося расклада сил в мире. Применительно к России всё сейчас «качается на весах». Что возобладает – государственность или общественность? (Я бы хотел равнодействия этих начал.) Федерализм с его разнородностью или однородная неделимость? (Я бы хотел неделимости, внутри которой максимально работал бы федерализм.) И – применительно к культуре: полиэтничность или обрусение? (И того, и другого хотелось бы – при условии абсолютной свободы выбора.)

Но как бы ни повернулся этот поиск, в финале (тут вы совершенно правы) то, что будет найдено, оно и окажется национальной само­идентификацией. Если, конечно, будет кому себя идентифицировать.

Я приму это в любом варианте, только бы жила Россия и дышала русская культура.

«Жизнь, как поэма – была начата, и нету начала другого…»

И конца не будет. Хорошо, если будет бесконечный путь, полный горечи и счастья. Счастья и горечи.

За всё надо расплачиваться.

Обсудить в группе Telegram

Лев Аннинский

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS