Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 февраля 2025 г.
  4. № 7 (6971) (19.02.2025)
Телеведение

Оригинальная вторичность

О фильме «Поколение романтиков»

22 февраля 2025
Режиссёр Цзя Джанкэ

Засвидетельствовавшая премьеру на фестивале в Каннах новоявленная работа Цзя Чжанкэ, ключевого амбассадора мягкой оппозиции в аудиовизуальном искусстве Поднебесной империи, как ранее уже верно было подмечено критиками, мало чем отличается от предыдущих его национальных записок.

Режиссёр вновь обдумывает перенасыщенную судьбу родины, оказавшейся в плену словосочетания «великая держава». Снова пробует переварить переломные метаморфозы китайского социально-политического пласта и, что важнее, – ординарный человеческий фон государственных тектонических преображений; рядовые недуги, трагедии и серые будни сограждан, любящих, ненавидящих, живущих.

Бесцельно отрицать в увиденном элемент самоповтора, который очевидно просочился и в контекст картины, и в её художественную форму. Иное дело – очевидная попытка изощрить вполне уяснённую самим китайцем автокомпиляцию. Приписанный к шестому колену художников-бунтарей КНР, что снимали без бюджетов и государственной поддержки, опираясь на низкокачественные технические средства, он окончательно утвердил изобретательность фантазии, ограниченной не только внешним сопротивлением, но и на сей раз внутренней привязанностью к креативной зоне комфорта.

Герои восточного творца знакомо разлучаются, путешествуют по регионам и ищут друг друга, знакомо пляшут в колхозных клубах под модные мелодии и теряются в течении прогресса, знакомо бездарно бродят по разрушенным окрестностям и даже знакомо сталкиваются с криминалитетом, бравирующим перед международной толпой экзотичной неформатностью, – однако для зрителя, неспособного уследить за целесообразностью сеанса или привыкшего к перечисленным авторским тропам, роль играет не набивший оскомину фабульный алгоритм, а бесконечно деформируемое пространство, в котором он разворачивается.

«Поколение романтиков» безостановочно и упрямо переключается от меланхоличного архивного наблюдения до относительно синематографичной камеры, от эксклюзивно просочившейся в страну приторной западной музыки до народных распевок, от действия к повествовательной безучастности в формате фотоаппаратного лицезрения и, наконец покоряя олимп постмодерна в интерпретации замшелой азиатской медитативности, рвётся к безусловной антисюжетности под фанфары техно-аккомпанемента, оголяющего столь сознательную тавтологию.

Быть может, задористый Чжанкэ описанным образом использует испаханное поле концепций и приёмов для омоложения и наполнения нервом наследия, возводимого им ещё с начала 1990-х годов. Данный мотив отчётливо прослеживается в финале фильма, когда кадр вдруг переходит от квадратной пропорции к прямоугольной, иронично обозревая оцифровизированную современность и намеренно неуклюже эксплуатируя «инновационные» методы съёмки.

Быть может, вдали от соответствия градусу изложенного напыщенного анализа усталый Чжанкэ в страхе перед футуризмом банально подводит итоги долгой тяжёлой карьеры, – а тем временем факт всё же остаётся фактом: на протяжении 30 лет изобретая кино на смежные темы в смежных нотах, смутьян из девяностых всё ещё находит в нём изобразительную, непритворную силу.

Микаэль Оганов


Тэги: Фильм
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Герои и предатели

    28.05.2025
  • Вирус Форбса

    24.05.2025
  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Удар больной головы

    92 голосов
  • Замороженная любовь

    87 голосов
  • Интернациональный бокс Иерусалима

    75 голосов
  • Опала и триумф

    66 голосов
  • Фарт, фарш, фальшь

    52 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS