Своё не ценить – наша традиция?
Нужно так любить русский язык, как любит Святослав Бэлза, чтобы создать такую литературно-музыкальную программу, как «Великое русское слово»!
Нужно так чувствовать исконно русское в музыке как Анатолий Полетаев, чтобы организовать и долгие годы пестовать Государственный академический русский концертный оркестр «Боян».
20 декабря 2011 г. в дворце на Яузе оркестр «Боян» с участием Василия Ланового, Алексея Кузнецова, Ирины Крутовой великолепно отыграл литературно-музыкальную композицию «Великое русское слово».
Открыл концерт автор программы «Великое русское слово» Святослав Бэлза. Публику покорил своим чтением повести А.С. Пушкина «Метель» народный артист России Василий Лановой». Оркестр, исполняя фрагменты из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.Пушкина «Метель», привносил в эмоционально тонкое чтение Василия Ланового объем, страстность.
В честь 70-летия битвы под Москвой звучали стихи А.Т. Твардовского «Я знаю никакой моей вины…», песни из классики советской кинематографии - фильмов «Офицеры», «Белорусский вокзал», песня Виктора Гевиксмана «Березовые сны», русская песня в обработке «Липа вековая», «Баллада о матери» Евгения Мартынова, инсценировка рассказа А.П. Чехова «Дипломат» и многое другое столь же прекрасное.
Программа была составлена и исполнена так, что любой зритель мог прочувствовать, что есть русский дух, что есть русская душа - бесхитростная, многогранная, бесконечно терпеливая, щедрая, но обладающая несокрушимой мощью. Ощутить то, что всегда отличало Россию с ее бескрайними просторами, когда любого гостя привечают и делятся последним добром, а врагов встречают мечом и бьются до последней капли крови. Вспомнить забываемые фильмы, стихи, которые сейчас читают, разве что в порядке прохождения школьной программы, музыку, которую сейчас практически не услышишь по телевизору, в баре или клубе. Вспомнить, что «гордость за Родину» - это не пустые смешные слова, а реальность, основанная на великих победах русского народа, на его вкладе в мировую сокровищницу культуры.
Такие понятия, как «гордость за Родину» уходят в небытие. На концерте присутствовало в основном возрастное поколение. Те, кто восклицали после концерта: «Свиридов и Пушкин – это божественно!» и высказывали почти профессиональные мнения о качестве исполнения. Конечно, и молодежь присутствовала на концерте – было много студентов в рамках сотрудничества оркестра с вузами Москвы, но не секрет, что в настоящее время в силу развития потребительских ценностей в обществе изменяется подход к искусству. Поколение молодых предпочитает музыку, книги эффектные, легко воспринимаемые, для осознания которых нет необходимости делать душевное усилие. «Легонькие» произведения создавать проще, не нужен ни талант, ни кропотливая работа, и именно такими произведениями насыщается рынок. В современном информационном мире всегда будет более востребовано не качественное и прекрасное, а популярное и узнаваемое. Если бы государство затрачивало необходимые денежные средства на информационную поддержку проектов оркестра, рекламу, можно было бы что-то изменить, но… увы.
Сейчас фильмы, книги, музыка создаются по принципам «рейтинга», «формата», «продаваемости», и единицы из руководителей, артистов, коллективов ставят себе такие задачи, как сохранять и развивать традиции русского культурного наследия. Такие артисты и руководители «вымирающий вид», и их самих нужно охранять. Отрадный факт, что концерт оркестра «Боян» «Великое русское слово» состоялся благодаря усилиям директора коллектива Ивана Шрамкова и режиссера программы Анатолия Пилюгина.
Согласно Положению о Министерстве культуры РФ министерство осуществляет поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области культуры, искусства. Казалось бы, есть прекрасный коллектив, поддержите его. Хотя бы не мешайте! Но Министерство культуры РФ ставит оркестру различные препоны, держит оркестр в черном теле, не выделяет финансовой поддержки на программы коллектива: у музыкантов оркестра мизерное жалование (в 3-5 раз ниже оплаты в других федеральных академических государственных оркестрах), витают в воздухе слухи об идеях чиновников министерства слить оркестр с другими коллективами, отстранить основателя, руководителя и идейного вдохновителя оркестра Анатолия Полетаева от руководства. Лишившись своего концертного зала – кинотеатра «Зенит», отданного чиновниками лужковской мэрии под молодежное политическое движение, оркестр вынужден арендовать репетиционные помещения, периодически меняя место дислокации…
С такой государственной поддержкой сохранять какие-то традиции практически невозможно и патриотизм, народность, Родина скоро станут мифическими и отжившими понятиями.