Жорж Корм.
Религиозный вопрос в XXI веке. Геополитика и кризис постмодерна. – М.: Институт общегуманитарных
исследований, 2013. – 288 с. – 1000 экз.
Жорж Корм – философ, экономист, автор многих книг, посвящённых истории Западной Европы и стран Ближнего Востока. Он выходец из семьи ливанских маронитов, ближневосточных христиан, ещё во времена крестовых походов присоединившихся к католической церкви. Нынешний всплеск исламского фундаментализма принёс маронитам много бед, многие из них были вынуждены перебраться на Запад. Сам Корм учился и жил во Франции, потом вернулся в Ливан, стал преподавать в Бейрутском университете св. Иосифа.
Разумеется, обстоятельства личной жизни, гонения и преследования сказались на его взглядах на историю и философских воззрениях.
В представляемой книге Корм обращается к анализу подъёма религиозных настроений в последние десятилетия XX века и в начале века нынешнего. По его мнению, именно они становятся сегодня доминирующим фактором и – главное – самой острой из существующих проблем человечества в целом и каждой страны, каждого общества в отдельности. Терроризм, проблемы социальной и культурной интеграции, религиозная нетерпимость и войны, причиной которых стали религиозные противоречия, – всё это реалии сегодняшнего дня.
«Это раньше мы были либералами, социалистами, коммунистами, националистами… но теперь всё иначе – мы в первую очередь приверженцы «французской светскости» или «англосаксонского мультикультурализма» и, разумеется, иудеи, христиане, мусульмане, католики, протестанты, православные, сунниты, шииты, индуисты, буддисты…»
И далее: «Всё это кажется каким-то абсолютно вселенским переломом. Наиболее удивительной представляется не только радикальная природа этого изменения, но и та скрытность, с которой оно случилось – за нашими спинами, так что мы его даже не заметили. Всего тридцать лет назад нельзя было обнаружить ни одного из элементов этих новых декораций нашего мира. А сегодня мы окружены, зажаты, даже задушены их повсеместным присутствием. Но нам неизвестно, откуда они взялись, кто их нарисовал и столь удачно расставил вокруг нас».
Особое внимание автор уделяет тому обстоятельству, что религия в наше время стала средством политической борьбы. Она активно используется в интересах самых разных групп, вера людей становится инструментом давления, достижения весьма корыстных целей. Как пишет автор, многие политические протестные движения обращаются к религии не потому, что видят в ней моральные и духовные основы, а только для того, чтобы провести изменения в системе власти. В качестве примера такой «инструментализации» он приводит широкомасштабную мобилизацию Западом ваххабитского ислама, который отличается исключительным религиозным ригоризмом и агрессией. Эта мобилизация понадобилась для борьбы с распространением коммунистических идей в мусульманском мире. Кстати, и объявив «священную войну» СССР как «империи зла», американцы прибегли к арсеналу протестантского фундаментализма. По сути, по мнению Корма, США, апеллируя к религиозным чувствам и догмам прошлого, легитимизировали военное насилие в современном мире. Главная их цель при этом – установить новый глобальный порядок во всём мире, где господствуют идеалы экономической свободы, которые выгодны прежде всего США. Нынешний кризис, уверен автор, разъедает и разрушает международный порядок, в результате чего разъединённый мир вынужден опираться на мощь США, что вызывает ещё большую глобализацию, ещё больше американских интервенций, приводя к почти полному интеллектуальному и политическому подчинению ООН интересам США.
Итак, по мысли автора, Запад, и прежде всего США, сначала из страха перед «безбожным коммунизмом», а потом для насаждения «демократии» глобального толка стал поддерживать религиозных фундаменталистов. В условиях торжества либерализма с его бездуховностью и нежеланием разделять добро и зло религия легко подчинила сознание миллионов. На Востоке отчаявшийся народ пошёл на поводу у исламистов, которые, пользуясь лозунгами джихада, в свою очередь, обвинили во всех бедах исчадие ада – Запад. Радикальные проповедники призвали к террору против превосходящего технической и военной мощью противника. А ведь известно, что религиозные войны – самые свирепые. В них добиваются не победы, а уничтожения врага.
Что же делать? «Отказаться от лозунгов религиозной войны и перестать искусственно воскрешать прошлое. Напротив, развивать гуманистическое республиканское наследие», – предлагает Корм. И грустно добавляет: «Не скоро мир сможет выйти из этого порочного круга. Но мы, по крайней мере, можем работать над осознанием этой ситуации». Грустно, но честно.