Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 февраля 2013 г.

Орудия веры

06 февраля 2013

Жорж Корм.
Религиозный вопрос в XXI веке. Геополитика и кризис постмодерна. – М.: Институт общегуманитарных
исследований, 2013. – 288 с. – 1000 экз.

Жорж Корм – философ, экономист, автор многих книг, посвящённых истории Западной Европы и стран Ближнего Востока. Он выходец из семьи ливанских маронитов, ближневосточных христиан, ещё во времена крестовых походов присоединившихся к католической церкви. Нынешний всплеск исламского фундаментализма принёс маронитам много бед, многие из них были вынуждены перебраться на Запад. Сам Корм учился и жил во Франции, потом вернулся в Ливан, стал преподавать в Бейрутском университете св. Иосифа.
Разумеется, обстоятельства личной жизни, гонения и преследования сказались на его взглядах на историю и философских воззрениях.
В представляемой книге Корм обращается к анализу подъёма религиозных настроений в последние десятилетия XX века и в начале века нынешнего. По его мнению, именно они становятся сегодня доминирующим фактором и – главное – самой острой из существующих проблем человечества в целом и каждой страны, каждого общества в отдельности. Терроризм, проблемы социальной и культурной интеграции, религиозная нетерпимость и войны, причиной которых стали религиозные противоречия, – всё это реалии сегодняшнего дня.
«Это раньше мы были либералами, социалистами, коммунистами, националистами… но теперь всё иначе – мы в первую очередь приверженцы «французской светскости» или «англосаксонского мультикультурализма» и, разумеется, иудеи, христиане, мусульмане, католики, протестанты, православные, сунниты, шииты, индуисты, буддисты…»
И далее: «Всё это кажется каким-то абсолютно вселенским переломом. Наиболее удивительной представляется не только радикальная природа этого изменения, но и та скрытность, с которой оно случилось – за нашими спинами, так что мы его даже не заметили. Всего тридцать лет назад нельзя было обнаружить ни одного из элементов этих новых декораций нашего мира. А сегодня мы окружены, зажаты, даже задушены их повсеместным присутствием. Но нам неизвестно, откуда они взялись, кто их нарисовал и столь удачно расставил вокруг нас».
Особое внимание автор уделяет тому обстоятельству, что религия в наше время стала средством политической борьбы. Она активно используется в интересах самых разных групп, вера людей становится инструментом давления, достижения весьма корыстных целей. Как пишет автор, многие политические протестные движения обращаются к религии не потому, что видят в ней моральные и духовные основы, а только для того, чтобы провести изменения в системе власти. В качестве примера такой «инструментализации» он приводит широкомасштабную мобилизацию Западом ваххабитского ислама, который отличается исключительным религиозным ригоризмом и агрессией. Эта мобилизация понадобилась для борьбы с распространением коммунистических идей в мусульманском мире. Кстати, и объявив «священную войну» СССР как «империи зла», американцы прибегли к арсеналу протестантского фундаментализма. По сути, по мнению Корма, США, апеллируя к религиозным чувствам и догмам прошлого, легитимизировали военное насилие в современном мире. Главная их цель при этом – установить новый глобальный порядок во всём мире, где господствуют идеалы экономической свободы, которые выгодны прежде всего США. Нынешний кризис, уверен автор, разъедает и разрушает международный порядок, в результате чего разъединённый мир вынужден опираться на мощь США, что вызывает ещё большую глобализацию, ещё больше американских интервенций, приводя к почти полному интеллектуальному и политическому подчинению ООН интересам США.
Итак, по мысли автора, Запад, и прежде всего США, сначала из страха перед «безбожным коммунизмом», а потом для насаждения «демократии» глобального толка стал поддерживать религиозных фундаменталистов. В условиях торжества либерализма с его бездуховностью и нежеланием разделять добро и зло религия легко подчинила сознание миллионов. На Востоке отчаявшийся народ пошёл на поводу у исламистов, которые, пользуясь лозунгами джихада, в свою очередь, обвинили во всех бедах исчадие ада – Запад. Радикальные проповедники призвали к террору против превосходящего технической и военной мощью противника. А ведь известно, что религиозные войны – самые свирепые. В них добиваются не победы, а уничтожения врага.
Что же делать? «Отказаться от лозунгов религиозной войны и перестать искусственно воскрешать прошлое. Напротив, развивать гуманистическое республиканское наследие», – предлагает Корм. И грустно добавляет: «Не скоро мир сможет выйти из этого порочного круга. Но мы, по крайней мере, можем работать над осознанием этой ситуации». Грустно, но честно.

Обсудить в группе Telegram

Илья Митин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS