В своё время на советском телевидении была знаменитая передача – «Фестивали, конкурсы, концерты», которая являлась окном в мир для всех интересующихся культурой. Любой сюжет, показанный в этой передаче, вызывал живейший интерес и благоговение вкупе с сознанием того, что нам вряд ли доведётся это увидеть и услышать воочию.
За историческое – в масштабе вечности – мгновение всё стало возможным, и в этом году число русских гостей на самом престижном Зальцбургском фестивале увеличилось на 60 процентов. И это несмотря на кризис и с учётом того, что несколько дней пребывания на родине Моцарта с посещением пары пунктов программы обходится не в одну тысячу евро. Правда, узнать, кто эти русские и откуда они, мне не удалось. Видимо, пресс-служба фестиваля решила, что будет спокойнее не давать информации, а может быть, у них её попросту не было. Как бы то ни было, приятно, что теперь праздник культуры в Зальцбурге стал доступен для всех, кому это важно, и отрадно констатировать, что Россия постоянно представлена на фестивале и в его программах, и среди выступающих там музыкантов и артистов.
Карьера Анны Нетребко в Австрии началась именно с Зальцбурга, и теперь она – самый притягательный магнит фестивального лета. Ей здесь прощают даже отказ от объявленного в программе выступления. Руководители поспорят о его истинной причине, утихомирят возмущённых покупателей билетов – и всё как-то сгладится. Секрет успеха – не только в её пении и хороших внешних данных, но и в манере поведения, которая многих располагает. «Для того чтобы понять, что творится на фестивале, надо пойти в «Триангель», – сказал директор концертных программ Маркус Хинтерхойзер. Воспользовавшись его советом, я пошла в этот ресторанчик, находящийся в двух шагах от сердца фестиваля с его концертными площадками, и побеседовала с гостеприимным хозяином Францем. На вопрос о том, какое фестивальное событие последнего времени произвело на него наибольшее впечатление, Франц ответил: «Травиата» с Анной Нетребко и Роландо Виллазоном. В этом спектакле собрались единомышленники, и соединение их энергетических потоков стало залогом успеха постановки. Когда участники спектакля входили в ресторан, создавалось ощущение, что содрогаются стены,– такую силу излучала эта «команда».
Анна Нетребко воплощает для меня саму жизнь, это чувствуется в каждом звуке её пения. Никогда не забуду, как в день моего рождения она вместе с Виллазоном спела для меня серенаду. «Любовь витает в воздухе», – написала Анна на нашем совместном фото, и это – правда».
«Некоронованная королева вокала», как теперь называют Анну Нетребко, выступила на нынешнем фестивале с программой из произведений русских композиторов. Её аккомпаниатором был известный музыкант Даниэль Баренбойм.
…А ещё ресторатор Франц вспомнил забавный случай, происшедший в первый сезон его работы, пару лет назад. «Мы закрываемся в двенадцать ночи. В половине первого я выхожу на улицу и вижу, что за столиком сидит дама. «Мы закрылись», – говорю я. «Это – невозможно», – отвечает она. «Вы знаете, кто я? Агнесс Бальцер».– «Нет, не знаю. А вы знаете, кто я?». – «Нет». – «Так почему же я должен вас знать?..» Так состоялось моё знакомство с примадонной оперной сцены. Конечно, я её не прогнал, и мы прокутили всю ночь. Артисты ценят, когда с ними общаются как с нормальными людьми, непредубеждённо и без утрированного обожания».
Зная, что среди постоянных посетителей «Триангеля» и Валерий Гергиев, я спросила, что думает о нём, наверное, самый музыкально подкованный владелец ресторана в мире.
«Это очень симпатичный, искренний и общительный человек и артист мирового масштаба. Он идёт своим путём, и никто не может заставить его свернуть с избранной дороги».
Маэстро Гергиев ежегодно выступал на Зальцбургском фестивале и даже удостаивался чести открывать его. Однако с приходом Юргена Флимма в качестве интенданта эта традиция нарушилась. Германский режиссёр окружил себя германскими же коллегами и преимущественно теми, которым он доверяет, независимо от того, годятся они для работы, которую он собирается им поручить, или нет. Так возникла скандальная постановка «Евгения Онегина» в режиссуре Андреи Брет, основной задачей которой стало бороться и с Пушкиным, и с Чайковским. Этот спектакль вызвал волну возмущения среди русской публики и недоумение среди остальной её части. Однако критика в большинстве своём приняла спектакль на ура – и это «решка», оборотная сторона фестиваля. А судьи кто? Подобный вопрос задаёшь себе при чтении большинства рецензий. Для «инсайдера» видна и подноготная похвалы или хулы. Определённые критики имеют определённых покровителей, которые ставят перед ними определённые задачи. Например, ругать Валерия Гергиева. В злобных нападках они не замечают, что сами становятся смешными и неправдоподобными, ведь их статьи читают в том числе люди – свидетели описываемого. Как бы то ни было, маэстро эта ситуация надоела, и он отказался от очередного предложения участвовать в фестивале, от чего фестиваль, безусловно, не выиграл.
В этом году Гергиев приехал на фестиваль в качестве главного дирижёра Лондонского симфонического оркестра и дал потрясающий концерт, где прозвучали «Море» Дебюсси и Восьмая симфония Шостаковича. Этот концерт стал для меня премьерой, ибо я слушала его, сидя на ступеньках back stage в прямом смысле слова, дыша воздухом кулис. Надо сказать, что впечатление от этого не уменьшилось, но приобрело новую краску – непосредственной сопричастности к происходящему.
Оказалась же я там не ради экзотики, а потому, что не было никакой возможности получить билет. Несмотря на кризис и «свиной грипп», билеты на фестиваль были полностью распроданы.
На будущий год Зальцбургскому фестивалю исполнится 90 лет, что даёт повод для размышлений. Юрген Флимм на год раньше покидает пост интенданта – случай беспрецедентный в истории фестиваля. Причина тому – недовольство его политикой.
Президент Венского филармонического оркестра Клеменс Хельсберг так высказался по этому поводу: «Достойно сожаления, что в последние годы дискуссии внутреннего характера подменили дискуссии об искусстве. На фестивале пристало обмениваться мнениями о качестве игры оркестра, о дирижёре, о певцах, об услышанных произведениях, но никак не о работе администрации. Девиз фестиваля «Забавы могущественных» в определённом смысле характерен – споры о персоналиях, интриги… Обидно, что это – так».
Относительно будущего Зальцбургского фестиваля господин Хельсберг сказал следующее: «За почти 90 лет существования фестиваля мир претерпел большие изменения. Изменилась публика, средства передвижения, всё стало доступнее, и всё труднее сохранить за собой первенство. Чтобы сохранить приоритет, руководству надо больше концентрироваться на вопросах искусства и культурной политики. Нельзя недооценивать роли интенданта. Это – фигура репрезентативная, он должен отождествлять себя с фестивалем. Возглавить Зальцбургский фестиваль всегда было заветной мечтой нового интенданта – Александра Перейры, и это можно считать гарантией того, что он будет работать с полной отдачей. Как и прежде, Зальцбургский фестиваль должен опираться на три столпа – Моцарта, Рихарда Штрауса и Венский филармонический оркестр – и каждые три-четыре года осуществлять премьеры, которые будут гармонировать с продуманно составленной концертной программой».
Одна из самых привлекательных фигур нынешнего руководства фестиваля – директор концертных программ Томас Оберендер, человек огромной эрудиции и тонкого ума, писатель, представивший этим летом свою книгу, которая называется «Жизнь на репетиции» и носит подзаголовок «Как сцена превращается в мир». Этот интеллектуал и знаток искусства также поделился с нами своими мыслями о Зальцбургском фестивале: «Мы имеем дело не с музейным экспонатом, а с живым организмом, поэтому важно омолодить среднестатистический возраст гостей, а также тех, кто отвечает за составление программ, и тех, кто осуществляет эти программы, – артистов и музыкантов. Мы к этому стремимся, и кое-что в этом направлении уже достигнуто.
Зальцбургский фестиваль переживёт все кризисы, поскольку это культурное событие стало неотъемлемой частью не только национальной, но и мировой культуры. Однако, несмотря на это, надо думать об изменениях как структуры программ, так и организационных форм. Состав публики Зальцбургского фестиваля в ближайшее время коренным образом изменится. Роль Восточной Европы в мировом культурном процессе неуклонно возрастает, особенно велик зрительский приток из России, и это только на пользу Зальцбургу и его фестивалю».
В будущем году юбилей справляет и другой фестиваль, тесно связанный с русской культурой. Фестивалю Валерия Гергиева в Роттердаме исполняется 15 лет. С надеждой сохранить этот нежный возраст фестиваль выбрал для этого года девиз «Forever young» – «Вечно молодой».
Я наблюдаю за этим фестивалем уже несколько лет – и с парадной, и с закулисной стороны. В нём много интересного, он завоевал заслуженную популярность, и не только в Роттердаме. Несмотря на славу богатого города, здесь достаточно трудно найти деньги на спонсорство культуры, и фестиваль живёт в первую очередь благодаря авторитету и энергии маэстро Гергиева и поддерживающих его энтузиастов. В нынешнем году в связи с ремонтными работами в концертном комплексе «Де дулен» фестиваль проходил в недавно открытом, построенном с большим размахом театре «Новый Луксор», где я побывала на премьере постановки «Фиделио» Бетховена с Валерием Гергиевым за пультом. Это – режиссёрский спектакль с использованием видеоэффектов, что всё чаще можно увидеть на оперной сцене. Меня эта постановка оставила абсолютно равнодушной, даже несмотря на присутствие за пультом высокоценимого мною дирижёра, который, естественно, тоже не всесилен. Если певцы по тем или иным причинам не соответствуют поставленной задаче, а режиссура вызывает вопросы, не давая ответов, оптимального художественного результата достичь невозможно.
Конечно, всё равно это – событие и публика, как это принято в Роттердаме, устроила standing ovation, но, если честно, эту работу нельзя назвать вехой в истории фестиваля.
Однако, несмотря на значительную разницу в возрасте, фестиваль Валерия Гергиева за 14 лет представил публике не меньше интересного, чем Зальцбургский фестиваль, и, с моей точки зрения, его программы подчас более оригинальны и естественны в этой оригинальности, чем программы старшего собрата. На фестивале в Роттердаме большое внимание уделяется современной музыке и русскому искусству, причём в отличие от Зальцбурга оно предстаёт здесь в первозданном виде, и в этом – его неоценимая заслуга.
Общность обоих фестивалей состоит в том, что они преображают города, в которых проходят. Жизнь Зальцбурга полностью подчиняется фестивалю, эта уникальная кулиса заполняется множеством персонажей, главная задача которых – насладиться окружающим и почувствовать собственную значимость от приобщения к столь уникальному событию. В Роттердаме на вас беспрестанно смотрят проницательные глаза маэстро, и забыть о том, что здесь происходит основанный им фестиваль, невозможно. Программа этого фестиваля ставит целью вовлечь в мир музыки широкие слои населения, что достигается за счёт различных сопутствующих основной программе форм – демонстрации кинофильмов, различных дискуссий, общения во время так называемых ланч-концертов.
Фестивали интересны всегда – как своей парадной, так и закулисной стороной, и, безусловно, их роль в процессе бытования искусства XXI века будет возрастать.
, ЗАЛЬЦБУРГ–РОТТЕРДАМ–ВЕНА