Олеся Сергеевская,
Владикавказ – Москва
Целую неделю во Владикавказе бушевал (иначе не скажешь) Всероссийский театральный фестиваль «Вахтангов. Путь домой». Он прошёл во второй раз; оставшееся от первого фестиваля послевкусие всеми его участниками смаковалось год. И вот – второй сезон, как в сериалах. А у этого фестиваля есть все шансы стать многосерийным, а может быть, и бесконечным…
…Владикавказ днём дышал оранжевым огненным жаром, а по вечерам – голубоватой прохладой. Когда силуэты гор сливались с небом, а кусочек сыра-луны выкатывался на край небесной тарелки, уставшие от жары люди выходили на прогулки в парки и скверы. Не спала даже детвора. Однако фестиваль, устроенный Вахтанговским театром, внёс свою лепту в осознанное (что крайне важно!) нарушение режима людей едва ли не активнее, чем навалившаяся на Осетию жара. Честно: отправляясь в командировку, я и не думала, что празднество выйдет таким бурным, ярким и светлым. А главное – это был не локальный праздник для группки театралов, что было бы вполне ожидаемо, а грандиозное событие и для города, и для всего региона.
…А началось всё с того, что дом во Владикавказе, где когда-то родился и много лет жил знаменитый режиссёр Евгений Вахтангов, превратился, по сути, в руины. Поделённый когда-то на коммуналки, он худо-бедно доживал свой век и, скорее всего, через пару лет почил бы в бозе. Однако в академическом театре, носящем имя Вахтангова, решили, что их святая обязанность – восстановить этот дом их отца-основателя, что и было сделано. На восстановление пошли исключительно деньги, заработанные театром: директор Вахтанговского Кирилл Крок после открытия Дома Вахтангова озвучил сумму, потраченную на ремонт: 250 миллионов рублей. Но в итоге получился волшебный дом-коробочка со многими сюрпризами: в нём уместились и непосредственно музей (полно раритетов, при этом всё очень современно и интерактивно), и арт-кафе (нормальные цены, вкусно, уютно), где теперь по вечерам всегда проходят камерные концерты (билетов – в обрез!). Родившийся заново Дом Вахтангова встрепенулся и начал жить новой, насыщенной жизнью. Фестиваль же стал следствием этого перерождения. Его учредили и провели впервые в прошлом году – в год столетия образования РСО – Алания и 250 летия присоединения Северной Осетии к России – по инициативе Московского театра имени Вахтангова и при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, правительства Республики Северная Осетия – Алания и лично главы республики Сергея Меняйло.
Уличные театры свои представления давали бесплатно. Творческое объединение музыкантов «Пакава Ить» и театральная компания «Трикстер» из Москвы, «Странствующие Куклы Господина ПэЖо» из Санкт-Петербурга, воронежский «Вау» – коллективы абсолютно разные, со своими взглядами и традициями, и все они магнетически притягивали зрителей, собирая их в прелестном городском парке имени К. Хетагурова и на центральной площади. Сейчас уличные театры переживают невероятный взлёт популярности, и посмотреть на их «вариации» было невероятно интересно. театры свои представления давали бесплатно. Творческое объединение музыкантов «Пакава Ить» и театральная компания «Трикстер» из Москвы, «Странствующие Куклы Господина ПэЖо» из Санкт-Петербурга, воронежский «Вау» – коллективы абсолютно разные, со своими взглядами и традициями, и все они магнетически притягивали зрителей, собирая их в прелестном городском парке имени К. Хетагурова и на центральной площади. Сейчас уличные театры переживают невероятный взлёт популярности, и посмотреть на их «вариации» было невероятно интересно. Фестиваль был разлит повсюду, по всем улицам и площадям гостеприимного Владикавказа и, казалось, не затихал ни на миг. Отчасти, кстати, это правда: попав в его ритм, начинаешь вальсировать вместе с ним с утра – когда начинались интереснейшие образовательные программы – и до вечера, когда стартовали показы спектаклей. Шли они, кстати, на разных площадках – на сцене изысканного филиала питерской Мариинки, в уютном Русском театре, носящем имя Евгения Вахтангова, классическом по духу и интерьеру Северо-Осетинском академическом театре имени В. Тхапсаева. Так что, помимо прочего, гостям фестиваля удалось познакомиться с владикавказскими театрами поближе, что замечательно.
Особой изюминкой стало отсутствие призовых (а значит, и аутсайдерских мест, заметим). Никаких первых-последних, никаких восхвалений или порицаний не было. Все участники основной программы получали приз единого образца: на старинном красном кирпиче, из которого когда-то был построен весь Владикавказ, включая Дом Вахтангова, расположилась копия памятника Евгению Богратионовичу работы скульптора Александра Рукавишникова.
Приветствие фестиваля городу, вылившееся в весёлый, разудалый полукарнавал под названием «Парад физкультурников», круговерть мероприятий и открыло, и «завело»: на открытии фестиваля присутствовало не менее 6 тысяч человек, на фестивальных показах – 7 тысяч владикавказцев и гостей города, а на заключительном концерте – 12 тысяч человек.
Ну а каждый из семи участников основной программы заслуживал бы отдельного разговора. Между собой журналисты после объявления участников фестиваля делали своего рода ставки, но скажу честно: не оправдалась ни одна. Все представленные работы были на уровне, в каждой постановке были свои неожиданные фишки. Но главное – это абсолютно диаметрально противоположные по стилистике, темам, форме подачи материала постановки. Исторический роман Василия Цаголова «Послы гор», рассказывающий о первом осетинском посольстве, прибывшем к императрице Елизавете с просьбой о включении осетин в состав России, стал основой для одноимённого спектакля, поставленного Гиви Валиевым в Академическом театре имени В. Тхапсаева. История, политика, патриотизм, тема объединения народов – всё тут актуально, транслируется через призму времени, и как такой спектакль можно сравнивать с вечно живой, искромётной, смешливой, задиристой и по-своему мудрой «Женитьбой», привезённой столичными «фоменками»? Ей-богу, кажется, что Евгений Каменькович поставил этот гоголевский сюжет для радости самой труппы – с таким восторгом и упоением все играют. Два совершенно разных кукольных театра – легендарный «Экият» из Казани с «Авиатором» по роману Е. Водолазкина и Рязанский театр кукол с «Мэри Поппинс» прикрыли «кукольный» спектр, а питерский Театральный центр на Садовой показал лёгкий, как пух, мюзикл «Дорогой мистер Смит» Алексея Франдетти. Многих обрадовал искренний, прозрачный спектакль «Чехов. Интродукция»: режиссёр Александр Щеглов «оторвался» и как актёр. Но по сногсшибательным эмоциям и какому-то глубинному, неистовому потрясению всех, думается, на полкорпуса обошёл Бурятский академический театр драмы имени Хоца Намсараева. Пьеса Геннадия Башкуева «Тангарит. Белая дорога Чимэдцэрэн», на сцене получившая название «Халхин Гол. Тангариг», заставила плакать и мужчин, и женщин. Истинный гимн патриотизму, силе духа, любви, в зале шквал эмоций! Кстати, две молодые актрисы, блистательно сыгравшие в постановке, – Арюна Цыденова и Рая Раднаева – это просто две восходящие звезды с невероятным творческим потенциалом.

Помимо того что на фестивале проявились основные направления и тенденции развития театров, нельзя было обойти стороной больной вопрос – о современной драматургии. Хороших пьес не хватает, это известно, но они всё же есть, и это тоже доказал фестиваль.
Валентина Федорова, театровед, театральный критик, автор материалов газеты «Вахтанговец». Член экспертных советов и жюри многочисленных российских театральных фестивалей:
– Одной из кульминационных точек фестиваля был, конечно, спектакль «Халхин Гол. Тангариг». Это удивительное произведение. Важно, что показали его в год 80 летия Победы в Великой Отечественной войне. «Халхин Гол» рассказывает о войне Монголии с Японией, развернувшейся в 1939 году, но грянувшая затем Великая Отечественная перекрыла эти события, и сегодня для многих молодых людей это вообще малоизвестная история. Но пьеса – изумительна! Она написана одним из лучших сегодня, интереснейшим, сильным драматургом из Бурятии Геннадием Башкуевым. Я знаю его давно, он вырос на моих глазах, и у него были уже пьесы о войне, в которых, что ценно, он умеет найти неожиданный ракурс, придающий объём военным историям. Самое главное, что у Башкуева в пьесах война проходит через человеческие судьбы, поскольку в каждом сражении участвует живой человек, его судьба уникальна, неповторима. К этой теме нужно в целом относиться очень ответственно, и у Башкуева это получается.
Очень радует, что на просмотре «Халхин Гола» Владикавказский Театр имени В. Тхапсаева был забит до отказа. Этот спектакль – удар в сердце зрителей. История судеб восьми девочек, вынесших на своих плечах все тяготы войны, показанная в контексте большой истории, потрясает. И зрители выходили из зала, вытирая слёзы.
Фестиваль показал, сколь высока на самом деле тяга людей к качественному, подлинному искусству, как высока потребность в честных произведениях на острые темы. И подобные фестивали – это движение друг к другу создающих искусство и его потребляющих. И это спасательный круг, позволяющий выплывать всем – и творцам, и зрителям. Разве это не прекрасно?