Ошибка барона Корфа, или Как распознать принадлежность к креативному классу
, тележурналист
Зря всё-таки упрекают самопровозглашённый креативный класс в отсутствии креатива и способности предложить программу, идею, внятные лозунги. Предложили, причём – в одном слове. Оккупай (Абая, Баррикадную, Думу, власть, соседей – нужное подчеркнуть). Вот именно – не победи на выборах, не предложи лучшую политическую платформу, не убеди, не уговори – а именно ОККУПАЙ.
«Рабская психология путинских анчоусов…»
«В день шествия «за честные выборы» тёток из домоуправления сгоняют на Поклонную слушать Кургиняна…»
«ОМОН – это незаконное вооружённое формирование и должен быть уничтожен…»
«Надо рассчитать, сколько людей достаточно для взятия под контроль отдельно взятого населённого пункта. Чинуши от «ЕдРа» захватываются у себя в кабинетах и помещаются под арест…»
Такие и подобные сообщения почти каждый день появляются в многочисленных интернет-блогах.
«…Люди, которые здесь находятся, имеют вид настоящих дикарей. Нет ни одного приятного лица». Это уже не про Поклонную. Из письма французского офицера Итасса. 1812-й. Написано в оккупированной Москве.
«Прежде всех политических задач в будущем должны быть выполнены: полное уничтожение – …учения, ГОСУДАРСТВА и вооружённых сил». Это уже 1941-й. Желающие без труда найдут и автора, и обстоятельства написания документа.
Впрочем, как бы нас ни убеждали в обратном, нынешнее противостояние – не власти и оппозиции, не «Единой России» и других партий. Дело не в тандеме и даже не в вашингтонском обкоме. Самопровозглашённый «креативный класс» искренне считает себя современными юберменшами, которым позволено всё. Потому что для них существуют ДРУГАЯ мораль и ДРУГОЕ право. И хочет заставить всех остальных признать за собой это право. «Дело не в Путине. Самый печальный итог случившихся выборов – уедут лучшие. Увезут ПОЛНОЦЕННЫХ детей, – написала 5 марта в своём Живом Журнале одна известная телеперсона. – Здесь размножится то, что сможет. Вот такой генетический материал». И фото – с провластного митинга, иллюстрирующее тот самый неприемлемый «генетический материал».
«Вчера прочёл я в «Капитале», что для поэтов – Свой закон». Не знаю, где Сергей Есенин вычитал в «Капитале» про поэтов, но современные писатели действуют именно по этой формуле. Захотелось гулять – так по проезжей части. Да чтобы автомобильное движение перекрыли. Да не задерживаясь, шнель, шнель, креативный класс идёт. Ну а если кто некреативный в поликлинику с ребёнком не попал или на важную встречу опоздал – кто ж и когда на неполноценный генетический материал внимание обращать будет? Причём речь идёт даже не о борьбе за власть. Власть – эта почётная, но всё же работа, – удел высших из низших. Неслучайно блогер Навальный отверг предложение поучаствовать в работе открытого правительства. Современным юберменшам нужно нечто большее. Право контролировать власть – ни за что не отвечая, судить и миловать – оставаясь неподсудными, лично определять, что такое хорошо и что такое плохо, и пользоваться всем, даже формально не участвуя в создании того, чем пользуешься. Эти общие, как говорят биологи, видовые признаки «креативного класса» присущи и тем, кто ночует в спальнике на Чистых прудах, и тем, кому секретарши подают кофе в весьма просторные кабинеты.
Нет, черепа теперь, конечно, не обмеряют и генеалогию до 47-го колена тоже изучать не принято. Появились гораздо более простые и действенные тесты на принадлежность к «высшей касте». Вот вы читаете всё это и уверены: написанное – «грязная высурковская пропаганда прокремлёвских ботов»? Поздравляю. Тест пройден. Вы – юберменш. Засомневались? Мелькнула хоть краешком мысль, что, может, автор и правда так думает и могут быть другие мнения? Всё. Вы – тварь дрожащая и права не имеете. И даже не пытайтесь перевоспитаться, перековаться и стать для избранного креативного класса своим. Получится как в старом анекдоте: «И капусты для зайцев нет, и с партизанами нехорошо получилось».
Вот, например, жил в позапрошлом веке некто Модест Андреевич Корф. Барон. Выпускник Царскосельского лицея (с похвальным листом, между прочим). «Золотое перо» канцелярии Сперанского и всё такое. Короче, уважаемый, приличный человек. И вот написал он в 1857 году книгу. Вроде бы – о восшествии на престол императора Николая Первого. А на самом деле – о декабристах. О том, что «безначалие, кровопролитие и междоусобие – это несчастие». Казалось бы, написал, поставил точку, подпись – гуляй смело. Ан нет. Модест Андреевич взалкал похвалы петербургских салонов. Тех самых, где зачитывались господином де Кюстином и носили на руках свежеосвобождённого арестанта Тараса Шевченко. Кисейные барышни разбивали копилки – был объявлен сбор средств на выкуп из крепостной неволи родственников Кобзаря. Сам Кобзарь, правда, средства пропил – но свет рыдал от умиления. Muzhikу, с одной стороны, и де Кюстину, с другой – прощали всё. Не в тренде было только одно – поддерживать ГОСУДАРСТВО. Бедный Корф начал оправдываться – мол, был в «сем деле написания книги не частным лицом, а исполнителем воли правительства и даже его органом», но… Рана для репутации была смертельной. Желающих последовать его примеру долго после этого не находилось.
Не в тренде, а значит – не наш. Пройдёт шестьдесят лет – и новоявленные шевченки с удальцовыми тех времён тоже будут приветствоваться бурными аплодисментами креативного класса. Потом, пакуя чемоданы в эмиграцию и сидя в подвалах чрезвычайки, тогдашние креативщики ещё будут растерянно улыбаться и судорожно пытаться понять – а как же в принципе это стало возможно? Пройдёт ещё сто пятьдесят лет, и ошибку барона Корфа повторят почти все поздние советские и постсоветские руководители. Свои жизни и карьеры они положат на то, чтобы оттолкнуть от себя тех, кто готов был поддержать их без денег, и постараться понравиться тем, кто не признает их «своими» ни за какие деньги. Путин вроде бы нравиться не хочет. Именно поэтому креативный класс посчитал, что «Путин должен уйти».
«Малый народ», механизм создания и цели которого ещё в СССР описал известный диссидент Игорь Шафаревич, не прощает нежелания перед собой заискивать. Кстати, самого Шафаревича диссидентствующая публика тогда закидала грязью, демонстративно исключила из собственных рядов и обвинила во всех смертных грехах вплоть до антисемитизма. Хотя под «малым народом» понималась не национальность, не уровень образования и даже не уровень доходов и положения в обществе. Это – «люди, обладающие всеми материальными аксессуарами и формальными знаниями, предоставляемыми цивилизацией, но абсолютно лишённые понимания духа, который всё это оживляет». И когда «большой Народ становится угрозой существования малого народа – тогда начинается их борьба. Лилипуты пытаются связать Гулливера».
Как любая секта, «малый народ» не объясняет своих действий. Не терпит неповиновения. И не желает слушать аргументов. Есть Я и Моё право. Есть вы и ваши обязанности. И если вы против – то вас надо «ОККУПАЙ». И действовать с вами по законам оккупационного, пардон, креативного, времени.