Жанна Данилова. Второгодник: Школьная повесть/
Рис. Татьяны Филиной. – Оренбург: Издательство «Ямб», 2020. – 60 с.
Это вторая книга начинающей писательницы, выпущена она при поддержке Оренбургской региональной организации СП России.
В центре повествования – четверо одноклассников: обозначенный в заглавии второгодник Толян Щеглов, главный герой Дима Гнедич, его «ложный» друг Вова Зычков; соперник Димы, а затем, как нередко у мальчишек водится, лучший друг Серёга Лёвченко.
Дима и Сергей соперничают из-за одноклассницы Сони Завьяловой, не ведая покуда, что её сердце отдано Толяну, который, оказывается, «взялся за ум» и уже не гордится статусом второгодника, грозы слабаков и всякой мелкоты. Он перерос и критически относится к своему недавнему опыту. В чём признаётся Дмитрию – реальному кандидату во второгодники. Ему же он предлагает дружбу и покровительство, потому что Толяну понравилось, как держался Дима в драке с более сильным противником. Впрочем, и без того он протянул бы ему свою руку: в этом возрасте мальчишки и влюбляются с бухты-барахты, и друзей находят так же.
Толян, преодолевая себя прежнего, примеряя новые жизненные ориентиры и модели поведения, находится в начале этого нелёгкого пути. И со шкалой ценностей у него пока не всё ясно. Что главное для него? Влюблённость в учительницу, сочинение стихов, помощь матери? Или всё-таки кожаная куртка – «косуха», «крутой» атрибут «отвязанных пацанов»...
Идеальных героев в повести нет – как нет их и в жизни. Дмитрий под влиянием Толяна, тоже «взявшись за ум», не грызёт, однако, гранит науки, а списывает домашние задания у Вовчика Зычкова, подкупив его дорогой электронной игрушкой. Эти игрушки ныне в иерархии ценностей подростков занимают главные места и становятся для них опасными ловушками, что в повести и отражено.
Педагоги здесь представлены «злобной тёткой» Лидией Степановной и её антагонисткой Ириной Сергеевной. Они действуют согласно своим ролям. Но вспомним, через что прошли учителя в 90-е годы! Как тонули они в болотах «толерантности» и «плюрализма», ужасались программам полового воспитания. Отдадим должное тем, кто выстоял в нешуточной борьбе...
Автор показывает, как влияет атмосфера семьи, где живёт тот или иной юный герой, на его мировосприятие. Так, у Димы Гнедича родители разошлись и переженились вновь, будто подчиняясь какой-то дурной инерции, что для Димы и его сестёр чревато психологическими травмами…
Желание подростка делать добро порой наталкивается на неумение его реализовать. На эту мысль наводят некоторые эпизоды. Например, когда Дмитрий пытается помочь бомжу. Подросток лихорадочно набирает в магазине продукты, будто хочет откупиться от всех голодных и несчастных раз и навсегда… Или желание Димы помочь бездомному покалеченному псу. А что он может? Разве что отнести его к своей сердобольной бабушке. Но есть ли у неё силы и возможность позаботиться о питомце?..
Перед юными героями постоянно возникают новые, порой нелёгкие проблемы. Решают их они, нередко совершая ошибки – в силу возраста, недостатка жизненного опыта и т.д. Жанна Данилова пишет о них с любовью, сочувствием и надеждой на то, что у ребят хватит сил, стойкости и душевной чуткости, чтобы преодолеть все испытания.
Владимир Одноралов