Американская фабрика грёз – важнейший институт духовной жизни США, потому важно разобраться в том, почему те или иные фильмы выбраны «Оскаром». Гамбургский счёт или политический расчёт? Художественная жизнь или убивающая искусство пропаганда «новых ценностей»?
Почти обо всех главных кандидатах на награды мы писали. И об унылой, но идеологически правильной, то есть соответствующей новым оскаровским стандартам и потому получившей 12 (двенадцать!) номинаций «Власти пса». И о фантастической по жанру, но не художественности «Дюне» (10). И о получивших семь номинаций «Белфасте» Кеннета Браны с «Вестсайдской историей» Стивена Спилберга, где отрабатывались ретротемы, которые в лучшем случае были милыми, но в обоих случаях крайне далёкими от насущных проблем и Белфаста, и Нью-Йорка. И о хорошем, правильном, нравоучительном, но вполне заурядном, без каких-либо откровений «Короле Ричарде» (6), посвящённом отцу знаменитых сестёр-теннисисток Уильямс с Уиллом Смитом в главной роли. Теперь коротко о не самых главных кандидатах на «Оскар», о ком мы написать не успели.
Японский тупик
Фильм Рюсукэ Хамагути «Сядь за руль моей машины», недавно вышедший на экраны России, получил четыре номинации на «Оскар» и каннскую «Пальмовую ветвь» за лучший сценарий. Досмотреть его до конца стоило огромных душевных сил.
Бесконечно унылый, длинный фильм, снятый японцами под воздействием европейских либеральных веяний на основе рассказа Харуки Мураками. Герои – люди театра, которые ставят пьесу Чехова «Дядя Ваня». И львиная доля экранного времени проходит в репетициях. Слушать чеховский текст в обратном переводе любопытно, но к мужественной чеховской простоте действие никакого отношения не имеет, скорее к его шутке: «Если вам изменила жена, радуйтесь, что она изменила вам, а не отечеству». И действительно, в завязке фильма известный в Японии режиссёр и актёр, специализирующийся на Чехове, вдруг обнаруживает, что его жена, сценаристка, изменяет ему с молодым актёром. Однако, случайно застукав жену, рогоносец не устраивает скандала, а глубоко задумывается о какой-то неразгаданной тайне своей жены. Не о том, почему у них нет детей, не о том, что возлюбленная подло обманывает мужа, а о какой-то её непостижимой тайне. Задумчивость его приобретает ещё большие масштабы, когда супруга внезапно умирает.
Из оцепенения безутешного режиссёра выводит приглашение в Хиросиму на постановку «Дяди Вани». Режиссёр обычно главного героя играл сам, но на этот раз на роль Войницкого он приглашает – какой-то странный мазохизм! – любовника жены, хотя ему роль совсем не подходит ни по возрасту, ни по психофизике. А репетирует пьесу он с многонациональным составом исполнителей. Персонажи говорят на разных языках, а исполнительница роли Сони – она глухонемая – языком жестов. Она и играла лучше всех, единственная, кто в этом спектакле (и фильме) тронул, но Станиславский, увидев, как актёры Хамагути адаптируют Чехова, тоже потерял бы дар речи.
А в число главных персонажей фильма неожиданно выдвигается женщина-шофёр, которая возит режиссёра на репетиции из гостиницы и обратно. У неё тоже какие-то непонятные, но мучительные проблемы со своим прошлым. И вот эти два человека очень долго страдают по отдельности, а потом совместно, но, как в злой пародии на Чехова, смертельно скучно. Они разбираются со своей совестью, хотя что уж такого плохого они сделали, абсолютно непонятно.
Почему у этого фильма аж четыре номинации на «Оскар», ума не приложу. Так же, как «Пальмовая ветвь» за лучший сценарий на Каннском фестивале. Полагаю, так поощряется приобщение к правильным ценностям. То, что такие трёхчасовые «шедевры» поднимаются на щит и американскими академиками, и европейскими жюри, свидетельствует о тяжёлом ментальном нездоровье.
Троечники
«Аллея кошмаров» режиссёра Гильельмо дель Торо, получившего не так давно главного «Оскара» за «Человека воды», где живописалась любовь несчастной женщины к несчастному, похожему на человека земноводному, тоже получила четыре номинации и тоже тягуче длинна, но с добавлением многозначительной мистики. В главной роли – прекрасный актёр Брэдли Купер, он играет авантюриста, зарабатывающего в передвижном цирке ясновидением и достигшего в обмане и манипуляциях доверчивыми людьми больших успехов, но зарвавшегося, спившегося и кончившего в цирке человеком-зверьком. Эта мистическая басня с очевидной моралью: дурить голову людям можно, но не всем и до определённого предела, так как при встрече с богатыми негодяями можно напороться на сокрушительный ответ. «Человек воды» смог заполучить много поклонников, но, попав на «Аллею кошмаров», они были жестоко разочарованы, дурман спал.
Три номинации получил фильм про смерть Джеймса Бонда «Не время умирать». Фанаты агента 007 впали в транс: как, почему? Время, время, умерла так умерла, туда и дорога. Можно на эту тему много шутить, но тем не менее это знаковое событие. Страшное поражение британских спецслужб: символ могущества Великобритании Джеймс Бонд, преданный всеми, погибает от рук вездесущих коварных русских. Теперь функции агента 007 будет исполнять чернокожая красотка. Не лучший фильм из легендарной серии, но тем не менее непобедимый герой Великобритании повержен. Зачем и кому это нужно, ума не приложу.
Также тройку получила ретрокомедия «Быть Рикардо» с Николь Кидман и Хавьером Бардемом в главных ролях. Она – о ведущих популярного американского телешоу 50-х, актёрской семейной паре Люсиль Болл и Деси Арнасе. Сюжет строится на том, что, во-первых, жена выясняет: не изменяет ли ей муж, во-вторых, владельцы шоу – не изменила ли жена родине. Шоу могут закрыть, так как героиня в юности симпатизировала коммунистам. Героям удаётся отбиться от политических обвинений, для этого им приходится много лгать, но они выкрутились. Решающей была ложь мужа, он прикрыл жену, но супружеской измены жена простить мужу не смогла. И шоу через некоторое время всё же развалилось.
Всё в этой ленте было бы хорошо и получилось бы чисто американское ностальгическое «кино про кино», где играют отличные артисты, но… Очень мешал пластический грим, благодаря которому Николь Кидман стала один в один похожа на реальную Люсиль Болл, звезду 50-х, но не похожа на себя – смотрел на неё весь фильм и удивлялся, зачем нужно было прелестную женщину так капитально уродовать.
И ещё один троечник – шекспировский «Макбет» в постановке одного из знаменитых братьев Коэнов (Джоэла) с Дензелом Вашингтоном и Фрэнсис Макдорманд в главных ролях. Всерьёз относиться к этой ленте с точки зрения зрительского кинематографа нельзя, она сделана в экспериментальном жанре киноспектакля, поэтому то, что шотландца Макбета играет чернокожий актёр, особо не удивляет – мы уже привыкли к тому, что шекспировских героев «мажут чёрной краской», тут жалко то, что выдающийся актёр играет очень обыкновенно. И странно не то, что герой Шекспира чёрный, а то, что супруги Макбет с самого начала очень пожилые люди. Когда так жестоки и коварны старики, начинаешь думать не об ужасах властолюбия, а в своём ли уме герои?
Среди тех, кто номинирован дважды, мы писали о шикарной, дьявольской «Круэлле», которая очень соответствует реальному образу современного шоу-бизнеса и кинематографа, где во имя успеха позволено всё. Блистательная, яркая, но слишком откровенная бесовщина.
Лишь два фильма из номинантов вызвали наш живой интерес, симпатию и дискуссию на страницах «ЛГ». Это «Не смотрите наверх» (4 номинации) – прорывной сатирический трагифарс Адама Маккея и «Лакричная пицца» выдающегося режиссёра Пола Томаса Андерсона – ностальгическая лента о первой любви в Голливуде 70-х. Но именно потому, что они живые и выбиваются из общего ряда, противоречат мертвящим политическим трендам, эти ленты ничего не получат.
Оскароносцы
Рано утром в понедельник в Москве стало известно решение американских академиков. Оно удивило только тем, что среди награждённых были явные по гамбургскому счёту аутсайдеры, середняки, которых прокатчики даже не стали запускать на российские экраны, – шансов на успех очень мало. Потому их у нас мало кто видел.
Явно компромиссным, на мой взгляд, явилось награждение в номинации «Лучший фильм» ленты про девочку из семьи глухонемых рыбаков, мечтающую стать певицей и поступившую-таки в музыкальное училище. «Coda: Ребёнок глухих родителей» – сентиментальный, добрый фильм о жизни, что называется, простых американцев, наставляющий нас: даже если ты имеешь очень плохие стартовые возможности, но будешь хорошей трудолюбивой и целеустремлённой девочкой, то достигнешь всего, о чём мечтаешь, и любить тебя будет самый лучший мальчик колледжа.
Лучшим режиссёром была названа Джейн Кэмпион за фильм «Власть пса», который получил аж 12 номинаций, но выиграл только в одной. Немного странно: лучший режиссёр снял с нелучшим оператором не самый лучший фильм по нелучшему сценарию, и сыграли в нём нелучшие актёры в нелучших костюмах под нелучшую музыку… А в чём здесь мастерство режиссёра, нам не объяснили. Мне кажется, Кэмпион дали «Оскара», чтобы не награждать Маккея и Андерсона.
Среди операторов вполне заслуженно победил Грег Фрэйзер за фильм, который у поклонников фантастики вызвал споры, – «Дюна».
Уилл Смит, как мы и предупреждали, назван лучшим актёром за главную роль в ленте про отца сестёр Уильямс «Король Ричард». Здесь, как и в «Coda...», воплотилась американская мечта: если очень стараться, то всё и даже больше получится. Фильм средний, но правильный. И актёр очень хороший. На церемонии он, правда, ударил по лицу и чуть было не послал в нокаут ведущего Криса Рока за шутку по поводу причёски жены Смита. Впрочем, специалисты полагают, что ударил понарошку – это была постановка, какой праздник без мордобоя.
Лучшей исполнительницей главной женской роли признана Джессика Честейн («Глаза Тэмми Фэй»). Фильма в нашем прокате я не видел, но есть подозрение, что, поскольку он изобличает американских проповедников-телеевангелистов, это яркая социальная драма. А Джессика Честейн, безусловно, выдающаяся актриса (мы о ней писали в связи с «Опасной игрой мисс Слоун»). Удивительно, впрочем, для нашего вполне военного времени вполне объяснимо, что НИЧЕГО не получила Мэрил Стрип за роль президента США в сатирическом фарсе Маккея.
За лучший сценарий «Белфаста», правильно освещающий конфликт англосаксов и ирландцев, позолоченную статуэтку вручили неутомимому Кеннету Бране.
А лучшим иностранным фильмом признан, в чём почему-то никто не сомневался, японский – «Сядь за руль моей машины».
Как мы и опасались, идеологическая заданность в этом году беспощадно нокаутировала художественность.
Оскароносец Уилл Смит (справа) после нанесения удара Крису Року