О незамеченных итогах главного киноконкурса мира
Критики обсудили, казалось, всё: выбор академиков, платья звёзд, восхитились их шуткам, возмутились скандалом с перепутанными конвертами в финале и… успокоились. А зря. Да, на редкость серенький «Оскар» в этом году, но, если приглядеться, у этой серости удивительные оттенки.
Страна ля-ля и водопроводчик Ли
«Фабрика грёз» в 30-е «создала» великую Америку и много лет неусыпно продвигает американские ценности. Теперь она на распутье. Хвост устал вилять собакой? В известном фильме под схожим названием с великими Дастином Хоффманом и Робертом Де Ниро под хвостом разумелся Голливуд, а под собакой – правительство и народ Америки. Продолжим кинологические метафоры: сразу после выборов президента США свора отборных голливудских звёзд, включая того же Де Ниро, набросилась на Дональда Трампа, который, по всей видимости, не захотел, чтобы им виляли, и оскароносцы до сих пор гроздьями висят на затравленном президенте.
Такой звёздной боевитости конкурс в Лос-Анджелесе не обнаружил, на оскаровской церемонии влачилось нечто, как всегда, шикарное, но несколько натужное, жалкое. И суперзвёзды в зале и на сцене производили такое же впечатление. Кризис?
Да, во-первых, сомнителен главный победитель – «Лунный свет», выбранный, видимо, из соображений политкорректности (главный герой – афроамериканец-гей). Вызвали удивление шумиха вокруг затянутого инфантильного мюзикла «Ла-ла-ленд» и его триумфальное награждение в шести номинациях.
А вот чудом вырвавший два «Оскара» (за лучший сценарий и главную мужскую роль) «Манчестер у моря» (режиссёр Кеннет Лонерган) достоин более подробного разговора. Картина об американском сантехнике Ли. Как будто чёрно-белая, нудноватая, абсолютно не голливудская история. Про маленького человека.
Ли вынужден взять отпуск и отправиться в город, в котором родился, потому что там внезапно умер его старший брат. Герой похож на всех сантехников мира и… не похож. Мрачный, одинокий – когда напивается норовит набить кому-нибудь морду. На исходе первого часа просмотра мы узнаём, что по вине Ли несколько лет тому сгорел дом, в котором были его маленькие дети. Жену удалось спасти, а детей – нет. Все, кроме брата, от сантехника отворачиваются, жена уходит, Ли вынужден уехать из родного Манчестера.
Но теперь умер брат, который завещал Ли стать опекуном его 16-летнего сына. Ли не хочет брать на себя ответственность за племянника, но всё же занимается им и втягивается. Это последний привет от любящего брата. Ли, заботясь о племяннике, вроде и сам выходит из длительной депрессии. Мораль: помогая другим, мы помогаем себе. Всё правильно, но до чего же тосклива жизнь в этом Манчестере у моря! В реальной, не столичной Америке, в городке на берегу холодного моря скучно и муторно: нелюбимая работа, пинг-понг, пиво, телевизор, у школьников – хоккей, идиотский рок-ансамбль и траханье. Все несчастливы, все одиноки. Одна радость – вырваться на рыбалку в море на катере, да вот беда: мотор надо менять, а денег нет. Унылое кино, но американцев такая правда жизни сразила. Да, по сравнению с другими «ла-ла-лауреатами» это шедевр.
Большой маленький человек
Был среди номинантов и фильм, награждение главными призами которого могло бы ознаменовать новый этап в развитии американского кинематографа, да и всей Америки. Был, но не стал. Присутствовал на церемонии и совершенно неожиданный персонаж – режиссёр этого фильма. Ведущий (комик Джимми Киммел, который обещал провалить шоу и провалил) несколько раз шутил на его счёт, чтобы зритель убедился, что на церемонии присутствует-таки сам Мел Гибсон.
Лет десять назад дважды оскароносец был «разжалован и поражён в правах». Казалось, навсегда. За что? Было за что! Католик-ирландец, упёртый консерватор-традиционалист оказался вдруг ещё и гомофобом, и антисемитом. С таким портфолио в Голливуде делать нечего. Да, после триумфа «Страстей Христовых» и «Апокалипсиса» он сорвался, наговорив полицейскому-еврею, остановившему его за вождение в нетрезвом виде, много лишнего. Однако, «отсидев» десять лет без права посещения голливудских церемоний, Мел был, наконец, прощён. Ему даже присудили двух «Оскаров», правда, самых второстепенных: за звук и монтаж.
Однако фильм Гибсона «По соображениям совести» замечательный. О Второй мировой войне, точнее об оккупации американцами японской Окинавы. С реальными прототипами, подвигами, самоотверженностью, с излишним, как всегда у Гибсона, натурализмом, но получилось абсолютно неожиданное мощное кино, высказывание по существу.
О маленьком человеке, который тоже не такой, как все. Адвентист седьмого дня Десмонд Досс (Эндрю Гарфилд) после нападения японцев на Пёрл Харбор и вступления США в войну как истинный патриот записывается добровольцем в армию. Но как истинный христианин он видит своё предназначение не в том, чтобы убивать людей (пусть и врагов), а в том, чтобы их спасать, и потому хочет служить санитаром. За отказ «по соображениям совести» пройти курс стрельбы в «учебке» Досс подвергается издевательствам и избиениям сослуживцев; более того, его отдают под суд за дезертирство – тут Америка предстаёт до обидного несправедливой страной, которая карает своих лучших сынов. Но благодаря вмешательству невесты и отца (их роли сыграны великолепно, как и все семейные и любовные сцены) Досса всё же освобождают, и вместе со всеми однополчанами он попадает на фронт.
Во время боевых действий санитар Досс не сплоховал – это ожидаемо. Неожиданно то, что после страшной безуспешной атаки, когда его батальону была дана команда на отступление, санитар ей не подчинился и под обстрелом продолжал вытаскивать и спускать с горы, на которой американцам никак не удаётся закрепиться, раненых сослуживцев. Тех, кто осуждал, презирал, издевался над ним, тех, кто уже не надеялся на спасение. Досс сам был тяжело ранен, но чуть ли не сотню вытащил. По соображениям веры.
Это вам не многократно прославленная голливудская сказка про спасение рядового Райана, в которой, чтобы выполнить приказ о демобилизации одного солдата, героически погибают десятки, это реальная история про человека, которому вера не позволила уйти с поля боя и оставить тех, кого ещё можно было спасти.
Фильм рождает множество вопросов: о войне, долге, справедливости, трусости, подвиге, патриотизме, о военной победе и победе духа, о спасении и смерти. И что американцы делают в Японии: убивают, чтобы спасти? Как потом во Вьетнаме, Ираке, Афганистане… Очень американская лента. И одновременно антиамериканская. Направленная против той Америки, которую ненавидит весь мир и которую Трамп вроде пытается перестроить.
Таких, как Мел Гибсон и Кеннет Лонерган, в Голливуде меньшинство. За все Соединённые Штаты не скажу, но из того кризиса, в котором сейчас находится американское кино, его могут вытащить именно такие «меньшевики».