Так кого же поощряет безнаказанность?
В знакомой семье случилась беда. Позвонил мне бывший одноклассник: помоги чем можешь. Они с женой всегда опасались для своих детей бед, общих для семей любого достатка: наркомании, игромании, поганой тусовочной жизни. Пара у них работящая: он – замдиректора солидного предприятия, она – главбух в компьютерной фирме. Сын учился в престижном колледже; младшенькой тоже путь подготовили. И вот – как снег на голову: сын с дружками разрисовали стену колледжа свастикой и эсэсовскими символами. Дело ушло в милицию. Там сначала подумали: дебилы какие-то, маргиналы. Оказалось, два мальчика – из благополучных семей. Как такое возможно – для моего знакомого форменный бином Ньютона. Они с женой пришли в ужас и обрушили на перепуганного сына много давно забытых оскорбительных слов.
После первого вала чувств и мыслей знакомый начал принимать решения: лупить поганца ремнём до тех пор, пока свастика не станет являться ему в кошмарах. До сих пор ремень не касался мягких мест обоих детей. Лелеяли, холили, ночей не спали, книжки читали добрые, в кружки водили, футбол там, музыка, теннис – откуда ж свастика?! Компьютер виноват, конечно, решили родители. И – обнаружили у сына диск с историей люфтваффе и фашистскими маршами. А сын после первого испуга стал волчонком смотреть и сказал однажды: «Да какой там позор… Граффити это. Прикольно».
…А между тем в Воронеже впервые поймали в этом году осквернителей праха – двух юношей 19 и 20 лет, которые признались, что это они учинили погромы. В последние годы на воронежских кладбищах не раз происходили демонстрации дикости, и задержать по горячим следам никого не удавалось. Вот короткие хроники.
В 1999 году на Коминтерновском кладбище в ночь на Вознесение разгромили десятки могил, вывернули деревянные кресты и воткнули их в обратном порядке, а на перевёрнутые надгробия нанесли пентаграммы и сатанистские кресты. Летом 2002 года на том же кладбище учинили погром Аллеи Славы: ночью разбили 26 надгробий и оград, повалили и сожгли деревянные кресты, причём «под раздачу» попали могилы и воронежских милиционеров, погибших в Чечне, и преступных «авторитетов». А осенью, в ночь хеллоуина, сожгли 17 крестов на могилах и венки. В июле 2003 года поглумились над могилами моряков с подводной лодки «Курск». Осенью 2003 года рушили памятники на Лесном кладбище. Там же пострадали могилы народной артистки СССР Марии Мордасовой и её мужа Ивана Руденко. В 2004 году на Коминтерновском кладбище изуродовали 17 могил омоновцев, погибших в Чечне. 4 января этого года на еврейском кладбище Воронежа в центре города четыре надгробия изукрасили свастиками, а
5 марта там же повалили два десятка надгробий.
Характерный штрих: все уголовные дела по
ч. 2 ст. 244 УК РФ («Надругательство над телами умерших и местами их захоронения по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды») заканчивались ничем.
…На место пойманных осквернителей праха тут же встали другие: уже после поимки злоумышленников стены местной синагоги были «украшены» лозунгами и нацистской символикой. Прокуратура тут же возбудила новое уголовное дело по ч. 1 ст. 214 УК РФ («Вандализм») и ч. 1 ст. 280 УК РФ («Призывы к осуществлению экстремистской деятельности»).
В мае прокуратура задержала осквернителя синагоги: некто Николай Сунка, 1987 г.р. Николай объяснил, что был пьян. А следствие установило, что он давно уже член одного из неформальных молодёжных движений, о чём свидетельствуют его татуировки.
И опять в мае прямо перед Днём Победы журналисты еженедельника «Моё!» обнаружили в открытой продаже фильмы под названием «Хроники Третьего рейха». Прямо в центре города, на площади Ленина! В красочной упаковке – с орлом и свастикой, с портретами Гитлера и плакатами рейха. Всего-то 120 руб. за дюжину фильмов на диске. Изготовитель – ООО «Мираж» из Оренбурга. Диск передали в прокуратуру.
А за неделю до этого прокурор Ольховатского района Воронежской области возбудил уголовное дело по всё той же ч. 1 ст. 282 УК РФ: в локальной сети компьютерного класса школы посёлка Заболотовка обнаружился клип – на видеокамеру мобильника снято нападение на иностранца, которого били по лицу, сшибали на снег и добивали ногами. Ролик озвучен гимном «неформалов», призывами бить «чёрных и хачиков» и, апофеозом, – горящей фашистской свастикой. За неимением иностранца роль жертвы исполнил один из тинейджеров. Сцена эта пользовалась большим успехом у местной молодёжи; его охотно скачивали на мобильники. Философскую сущность вопроса о том, откуда у мальчиков фашистская грусть, прокуратура искать не стала. Прокуратура лишь констатировала: в районе действует молодёжная группировка «неформалов» с экстремистской атрибутикой и видеофильмами. Члены её – восемь тинейджеров от 14 до 19 лет. К концу июня дело о видеоролике передали в суд. Процесс пошёл…
А через месяц подоспел приговор обвиняемым в погромах на кладбище: оба подсудимых признаны виновными по ч. 2 ст. 244 УК РФ. Роман Аристов, 19 лет, осуждён к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года. Андрею Бобкову, 20 лет, с учётом прежней судимости назначено реальное лишение свободы – 2 года 1 месяц с отбыванием наказания в колонии-поселении.
И уже в сентябре диски с «Майн кампф», эсэсовскими маршами и архивными фильмами Третьего рейха обнаружились в свободной продаже по соседству, в Курске.
P.S. За последний год по фактам осквернения могил в России возбуждено более 1,5 тысячи уголовных дел. Осуждены 148 человек. К реальному лишению свободы приговорён один. Если вдуматься в эту статистику, то не получается ли так, что преступления такого рода за редкими исключениями фактически ненаказуемы? Или я ошибаюсь? Поправьте меня, если не так.
, ВОРОНЕЖ–КУРСК