Васильев А.М. Африка и вызовы ХХI века. – М.: Восточная литература, 2012. – 374 с. – 500 экз.
Есть «афропессимисты» и «афрооптимисты». Автор книги, академик, востоковед, директор Института Африки РАН, относит себя к «афрореалистам». Как он сам пишет, «суть этой позиции заключается в убеждении, что африканцы и арабы, населяющие этот континент, пройдут через успехи и поражения, через муки и страдания, через верные решения и ошибки и всё-таки найдут свой путь прогресса. Они построят общество с достойными условиями жизни, с развитой экономикой, культурой, наукой, образованием... Конечно, на это уйдут не годы, а десятилетия, может быть, долгие десятилетия. Но «прекрасная пора» наступит. В этом заинтересовано и человечество в целом, и наша Россия».
Со времён экспедиции Наполеона в Египет африканцам и арабам навязывали западные институты и стандарты. В результате бездумной «вестернизации» произошло разрушение африканской общины, люди были выгнаны и выдраны из привычной среды.
Разрушились прежние социальные связи и не возникли новые. Африканец оказался в одиночестве перед новым, враждебным миром. К решению чуждых, западных по происхождению проблем он оказался совершенно не готов. Не готовы к этому и африканские общества. Единственным выходом и отдельному человеку, и обществу в целом в такой ситуации представляется насилие. Оно вызывает инстинктивное сопротивление, которое влечёт ещё большее насилие. Здесь корень бесконечных войн, захлестнувших континент.
Мало что изменилось и с началом процесса глобализации. Автор неслучайно назвал главу о ней «Африка – падчерица глобализации». «Реальная практика, – пишет он, – показывает, что глобализция мировой экономики – это возможность для высокоразвитых стран извлечь выгоду из ускоренного экономического развития, из перехода на новые технологии. Но Африку и другие страны и регионы юга глобализация ослабляет ещё больше. Отставшие страны становятся как бы ненужными мировому рынку».
И ещё один очень важный момент: «Западный мир буквально бомбардирует развивающиеся страны своей информацией через мощные медиаимперии. Западные СМИ несут в Африку свои собственные проблемы, своё видение мира, свою систему ценностей, свои этические и религиозные понятия, которые африканцам зачастую абсолютно чужды». То есть массмедиа, соединённые с массовой культурой и рекламой, диктуют вкусы и поведение современных африканцев, формируют их политические и социальные пристрастия, внушают свои оценки событий и фактов.
Отдельная глава в книге посвящена кризису мусульманской цивилизации и серии революций, потрясших арабские страны. На взгляд автора, арабские революции произошли не потому, что появились информационные технологии. Ими двигали те же силы, которые затевали революции в других концах света, – ненависть к коррумпированной олигархии и тайной полиции, безнадёжное положение бедняков, неспособность власти на реальные реформы. Молодые образованные демонстранты «поколения Фейсбука» – это лишь одна часть сложной социальной структуры арабских стран. Чем завершится этот революционный взрыв, сказать сегодня трудно. Но, убеждён автор, «ни одну арабскую страну нельзя себе представить демократической республикой европейского образца».
Особый разговор о взаимоотношениях России с африканскими странами. Приступая к нему, автор делает очень важное замечание: «Россия живёт сегодня в условиях международной системы, основные элементы которой сложились без её участия, которая сформирована сильными по праву сильных, по праву победителей в холодной войне. Это реальность, которую нужно признать, к которой нужно приспособиться и по мере возможностей изменить в свою пользу».
По отношению к Африке в России бытует несколько мифов – «Африка нас объедала, мы кормили Африку», «СССР навязывал Африке свою модель политического устройства», «Африка нам не нужна, ибо она провалилась в чёрную дыру непреодолимой отсталости, кризисов, конфликтов». На самом же деле на каждый из этих выводов есть масса контраргументов. Но главное – вывод. А он таков: «Африка нужна России, Россия нужна Африке». И чем быстрее у нас поймут это, тем лучше.