Ритмология. – СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», ИНАПРЕСС, 2008. – 720 с.: 8 л. ил.
В книге помещено фундаментальное исследование, над которым учёный-энциклопедист, знаток и теоретик стихосложения А.П. Квятковский (1888–1968), известный современному читателю как автор «Поэтического словаря», трудился на протяжении почти всей творческой жизни. Рукопись «Ритмологии» долго хранилась в семейном архиве и вот теперь впервые опубликована. Книга – несомненная ценность для всякого, кому интересны история и теория русского стихосложения, будь то специалист-филолог или просто любящий поэзию человек, желающий знать: «Как формируются стихи? На какой основе происходят разнообразные ритмические процессы, в рамках которых человеческая речь приобретает особую, эстетическую силу?» Автор избегает рассуждений о ямбе или хорее, особо оговаривая, что считает античную терминологию далёкой от технологии русского стиха. «Пусть античная метрика остаётся на своём месте во всей её первоначальной прелести». Для многообразных форм нашей поэзии он подпирает «простые названия, вытекающие… из механизма ритмических процессов» – например, четырёхдольник вместо четырёхстопного ямба. Помимо рифмованных стихов А. Квятковский уделяет должное внимание верлибру, рядом с анализом произведений известных авторов появляется столь же добросовестное исследование народного стиха и частушек. Дочитав «Ритмологию» и дополняющие её статьи до конца, можно применить полученные знания на практике, проанализировав опубликованные в той же книге стихи самого Квятковского.