Перейти к содержанию
  Суббота 30 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    09 февраля 2021 г.
Искусство

Особый дар

Кино, литература и Галина Евтушенко
Хорт Александр Хорт Александр — 09 февраля 2021

Счастлив художник, сумевший произнести новое слово в искусстве. Художник, которому удалось найти собственную нишу в забитой до отказа творческой сфере. Художник, получивший признание не только зрителей,но и – что гораздо сложнее – своих коллег.

Именно к таковым принадлежит кинорежиссёр, сценарист и продюсер Галина Евтушенко, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат премии Правительства Москвы в области литературы и искусства, лауреат Международной Пушкинской премии. В эти февральские дни, когда не верится, что Галине Евтушенко исполняется 65, она радует зрителей своими работами, Её творческих вечеров, в которых участвуют писатели и кинематографисты, с нетерпением ждут в Доме кино, где она вот уже более 15 лет ведёт свой авторский цикл «Кино и литература». Этот оазис, где бывают творческие люди всех поколений, удивляет свежестью разговоров и радостью встреч. Перед Галиной распахнуты двери музеев, например музеев Толстого и Пушкина на Пречистенке, музея-заповедника Ясная Поляна и многих других, где Галина частый гость.

Филолог по первому образованию, после окончания аспирантуры ВГИКа, уже защитив кандидатскую диссертацию как киновед, Галина не успокоилась, а пошла учиться на Высшие режиссёрские курсы. Она поступила в мастерскую Леонида Гуревича, известного педагога и её земляка – воронежца. Именно в этом прекрасном городе складывались традиции кинообразования публики, дававшие содержательные плоды. Не будет преувеличением сказать, что Галина не вошла, а ворвалась в кинематограф уже своей первой учебной работой «Где-то я Вас видел...». Зрители этой ленты наблюдали, как их кумир, любимец публики, красавец-актёр Геннадий Корольков сдаёт книги, собирает бутылки и работает в гардеробе того же театра, в котором сыграл на сцене 65 ролей. Пятиминутную картину сразу показали на актёрском фестивале «Созвездие». Тогдашний председатель жюри кинофестиваля грузинский актёр Кахи Кавсадзе поцеловал Галине руку за гуманистичность подхода к киноматериалу, за заботу о человеке. По сути, с этого фильмика и начался цикл передач «Чтобы помнили», привлекающий внимание не только к бедственному положению многих актёров в то время, но и к серьёзной проблеме «человека не на своём месте». Фильм Галины брал за душу, о нём говорили и спорили. Интересно, что и сейчас, по прошествии двадцати лет после создания, этот маленький шедевр не потерял своей актуальности, его часто можно увидеть на разных телеканалах.

Запомнилась Галина Евтушенко зрителю и своей дипломной работой «Вожди» на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Она сразу была удостоена номинации главной тогда кинематографической премии «Ника», а основатель Выборгского кинофестиваля Савва Кулиш, как только фильм был готов, пригласил его стать фильмом открытия своего кинофестиваля. Галина показала трёх великих актёров – Михаила Ульянова, Кирилла Лаврова и Юрия Каюрова, которые исполняли роли Ленина в кино, в переломный момент истории. Взгляды на роль и деятельность В.И. Ленина в то время менялись.

Очень интересно было увидеть в фильме людей, которые «играли в сказку», как сказал Михаил Ульянов, вспоминая о том, как воплощали на экране образ Ленина в советском кино. А может, и вправду знаменитые актёры ощущали себя вождями? Картина давала обширный материал для ответа на этот вопрос и звала к размышлению. Михаил Козаков и Георгий Жжёнов, да и другие знаменитые актёры и деятели нашей культуры и искусства яростно и много спорили об этой картине.

Хорошо помню премьеру фильма Галины про Николая Эрдмана и Ангелину Степанову. Зал ахнул: драматург полуопальный, любовь тайная, документальных материалов – кот наплакал. Тем не менее, обладая столь скудными «полуфабрикатами», режиссёр убедительно рассказала и о яркой любви, и об эпохе, в которой жили герои (в данном случае можно сказать без кавычек) картины.

Кстати, полное название фильма «Эрдман и Степанова: двойной портрет в интерьере эпохи». И этот «Двойной портрет.» стал визитной карточкой Галины Михайловны. Вместе со своим учителем сценаристом Львом Рошалем Галина создала ноу-хау: документальный сериал «Двойной портрет в интерьере эпохи». Первым фильмом этого цикла стала лента «Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд», сразу же номинированная на престижную отечественную кинопремию «Золотой орёл» и дважды показанная по Первому каналу. Фильм об Эрдмане и Степановой с волшебным голосом Вениамина Смехова многократно показывался по телеканалу «Культура». Материал картины был немедленно расхватан и до сих пор частенько используется в других картинах о великом драматурге. Это лишний раз подтверждает свежесть и новаторство в творчестве молодого тогда, а теперь маститого режиссёра Галины Евтушенко.

Благодаря «Двойному портрету...» перед зрителями прошла вереница известных деятелей культуры и литературы. Порой, казалось бы, неожиданных, и на первый взгляд, может быть, даже несопоставимых. Ну где Лев Толстой и где Дзига Вертов? Разве можно их объединить в одном даже и «двойном» портрете? Однако в фильме Галины Евтушенко Валерий Баринов, ведущий картину от лица друга и соратника Дзиги Вертова кинооператора Александра Лемберга, работает так, что оторваться от картины невозможно. «Лев Толстой и Илья Гинзбург», «Чехов и Левитан», «Эйзенштейн и Мейерхольд», «Толстой и Ганди». Всех их в первую очередь объединяет своя эпоха. Но и в других своих работах Галине удаётся создавать не менее удачные интерьеры эпохи. Она – режиссёр и продюсер двух игровых картин, действие которых также происходит в переломные моменты недавней российской истории – в августе 1991-го и октябре 1993 года. Из последних документальных лент – это фильм «Александровка», раскрывающий два века полноценной жизни русских солдат – певцов в специально построенной для них деревне Александровке, что в самом сердце Восточной Пруссии, в Потсдаме. Галина Евтушенко и её постоянный соавтор историк кино Виктор Листов недавно предложили публике ещё одну картину – «Неизвестный 1917-й». Картина о том, что русская жизнь сто лет назад не сводилась к гражданским противостояниям, перестрелкам, митингам и т.д. Россияне стремились жить мирно, созидательно. Фильм свидетельствует, что 1917 год не был паузой в благотворном поступательном развитии русской мысли, культуры, искусства и быта. Поддерживая традиции мейнстрима в документальном кино, Галина всегда сотрудничает с крупными актёрами. Среди тех, кто активно работал с ней за кадром, – Сергей Юрский, Константин Райкин, Юрий Беляев, Сергей Юшкевич, Александр Левенбук, Андрей Анкудинов, а в кадре – Александр Пороховщиков, Зоя Зелинская, Анатолий Васильев, Ярослав Бойко, Галина Бокашевская, Юрий Чернов.

В 2020 году фильм Галины Евтушенко «Антон Чехов и Исаак Левитан: двойной портрет в интерьере эпохи» стал номинантом кинопремии «Золотой орёл» как лучший документальный фильм года. Третьяковская галерея поддержала картину тем, что, пока было возможно, музей показывал её на своих экранах в разных корпусах.

На съёмочной площадке каждый режиссёр по определению является лидером. У Галины Михайловны это качество сохраняется в повседневной деятельности, в том числе и общественной. Сколько раз наблюдал за её активностью на кинофестивалях: Бердянск, Иваново, Благовещенск, Дели, Лейпциг. Благодаря своей неуёмной энергии, общительности, остроумию она всегда находится в центре внимания. Вдобавок, как у всякого настоящего режиссёра, у неё стальные нервы.

Галина много преподавала: в начале своей карьеры во ВГИКе, а потом больше 20 лет в РГГУ. Востребована она и за границей: её приглашали преподавать Болонский и римский (Ла Сапиенца) университеты, университет Олбани. Многие престижные институты и колледжи включили в свою программу по славистике фильмы Галины. Контакт со студентами и преподавателями всегда идеален и плодотворен. Всегда что-то рождается из этих контактов.

Многие фильмы Г. Евтушенко отмечены престижными кинопремиями. Но самая любимая – Международная Пушкинская премия, присуждаемая в Италии. Галина получила её за документальную дилогию «Пушкинская Италия». Режиссёр отмечает, что разделяет свой успех с авторами сценария Алексеем Букаловым и Виктором Листовым, актёром Алексеем Гуськовым, талантливо озвучившим картину. Но мы, благодарные зрители, понимаем, что без энергии и фантазии Галины Михайловны мы бы не наслаждались её высоким искусством. Горячо поздравляем автора, режиссёра и продюсера! Ждём с нетерпением её новых работ!

Александр Хорт
309

Александр Хорт

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты