Матушки: Жёны священников о жизни и о себе. – М.: Никея, 2012. – 368 с.: ил. – 4000 экз.
Жена священника – не профессия. Но нередко, особенно в сёлах, они деятельно помогают в служении своим батюшкам. Некоторые опрошенные Ксенией Лученко матушки убеждены, что жена священника – это и не статус, ничего в этом такого особенного нет, ведь и моряк, и учитель, и врач тоже подолгу пропадают на работе или могут быть вызваны в любой момент… Но в одном сходятся все – кто с воодушевлением, кто покорно, а кто и с сожалением – с жён священников особый спрос.
Девять матушек, с которыми побеседовала Лученко, по-разному относятся к участию в жизни прихода, к воспитанию детей, к истории российского православия – они и к вере пришли по-разному, и далеко не все воспитывались в набожных семьях. Знакомясь с биографией, к примеру, Ольги Юревич, узнаёшь почти классическую литературную матушку в бывшей балованной и ничуть не религиозной московской девочке, которая жила в счастливом супружестве с мужем, архитектором и предпринимателем, пока он не уверовал, а уже за ним, каким-то мощным велением духа, обратилась к Богу и она.
Не всегда такие истории заканчиваются гармонично. Раскол священнических семей в книге Лученко оставлен за скобками, но, по крайней мере, не делается вида, что его не бывает. Просто она беседует с теми, кто разлад и внутренние бедствия преодолел – а то и не имел их, бывают и такие счастливцы.
Универсального рецепта воспитания детей у матушек нет. Не все приемлют нецерковных друзей, не все разрешают смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, не все настаивают на том, чтобы чада регулярно ходили в храм. Кто-то, как те же Юревичи, закладывает новую священническую династию и не мыслит для своих детей жизни вне церкви. Кто-то, как Марина Митрофанова, вообще не считает возможным направление детей в храм – разве что сами пожелают. Это, пожалуй, крайности, между которыми большое пространство – середина.
Многих матушек приобщили к церкви их будущие мужья, и часто они через всю жизнь проносят благодарность к ним за то, что были великодушны, терпеливы, не настойчивы. Кто-то, как Светлана Соколова, пришёл в семью, которая вот уж несколько столетий пестовала священников и сразу же приняла её, ещё не воцерковлённую, потому что таков был выбор их сына, и выбор этот следует уважать.
В этих семьях вообще с большой серьёзностью относятся к выбору жениха или невесты. А как же – ведь подразумевается, что на всю жизнь. Наверное, поэтому так много здесь любовных историй – красивых, чистых, словно из XIX века. Протоиерей Георгий Бреев в двенадцать лет пообещал двухлетней Наталье, что женится на ней, к Богу пришёл с помощью её брата Вячеслава, а потом и обещание исполнил. Батюшка и матушка Первозванские живут вместе более двадцати лет, воспитывают девятерых детей и обязательно хотя бы час в день общаются вдвоём, им это необходимо.
Это счастливые семьи – притом что они всё-таки по-разному счастливые. Общее в них одно: они чувствуют Божью помощь. Матушки уверены, что им легче, чем тем, кто этой поддержки не имеет. Но, как считают многие из них, главное – это самостоятельная большая работа над собой. Над сохранением своего супружества надо неустанно трудиться, надо воскрешать в себе добрые чувства, не давать им угаснуть, и тогда семейное счастье – или хотя бы равновесие – даётся в награду.
А ещё это удивительные, редкие (для европейцев) семьи, где по-прежнему рожают детей, не думая о том, хватит или не хватит на них времени и денег. Их ребята вырастают умными, общительными, добрыми и талантливыми, хоть им и нелегко. Они – дети священников, и спрос с них тоже – особый. Прихожанам нередко кажется, что они знают, как должны себя вести члены семьи церковного настоятеля, как правильно для них, а как – неправильно. Получается, что и представления о «правильном» мы имеем, но сами-то им нечасто следуем, хотим, чтобы нам сначала показали пример! И матушки в основном стараются соответствовать, ведь в поговорке «каков поп, таков и приход» есть не только завышенные ожидания, но и правда.
Книга Ксении Лученко хороша: искренняя, легко читается и повествует о людях, которые деятельно стараются приблизиться к жизни по высоким этическим канонам. В рассказах матушек можно почерпнуть много интересного не только о священнических династиях и семейных взаимоотношениях, но и о тяжкой истории русского православия в XX веке, о трагических и величественных судьбах новых мучеников. Кто сказал, что православная традиция прервалась, засохла? Её пытались затоптать, но она по-прежнему живёт в русских душах.
Несколько портят книгу (а для объективности об этом следует упомянуть) только огрехи редактирования. Где-то вместо «умолять» вылезло «умалять» – и поменялся смысл фразы. Где-то, и того хуже, осталась в скобках пометка «переформулировать» – а формулировка, судя по всему, неудачная и не вполне верная, сохранилась. Что ж, в таких случаях и с редактора спрос особый.
Книга предоставлена магазином
«Библио-Глобус».