То блик, то лик, то облик: Мемуары в прозе и стихах. – М.: Русскiй мiръ, 2008. – 365 с.; 24 л. ил.
Удивительно, как быстро забываются имена выдающихся деятелей искусства и науки – тех, кто достоин стать примером для подражания, кого мы вправе назвать кумирами уходящего века. Повод задуматься есть. Есть и повод написать хорошую, нужную книгу – книгу воспоминаний, адресованную многим, но прежде всего молодым. Пожалуй, это самое благородное, что может сделать сегодня писатель, неравнодушный не только к судьбам великих личностей предыдущего поколения, но и к судьбе современной России.
Александр Кравцов, без преувеличения, «талантлив во всём». Профессиональный режиссёр и актёр, он примерил на себя множество и других ролей: драматурга, прозаика, поэта, публициста, наконец, мемуариста. «То блик, то лик, то облик» – название книги лирично, даже артистично: тонкий поэтический слух автора позволяет ему затевать непринуждённую игру со словом. В рассказах и повестях автору удалось «вывести на сцену» глубокие, искренние, гордые образы своих современников. Обнаруживает себя редкая способность Кравцова «рисовать» цельные художественные образы всего несколькими штрихами-бликами, благодаря чему все его герои хорошо узнаваемы. Для поклонников знакомство с книгой – уникальная возможность заглянуть за кулисы, погрузиться в атмосферу насыщенной театральной (и не только) жизни. В «титрах»: Алексей Жильцов, маршал В.И. Чуйков, Ольга Лепешинская, Михаил Ульянов, Наталья Дурова, Сергей Кокорин и многие другие. Стихотворения разных лет – откровенные и сокровенные, – а также дружеские эпиграммы, составившие отдельную часть книги, характеризуют время и судьбы не менее выразительно, чем проза.
Кравцов рассказывает о непростой эпохе: самые трудные испытания зачастую выпадали на долю самых талантливых. То произвол власти, то закулисные сплетни, то капризы её величества Судьбы... Автор с восхищением вспоминает о тех, кому удалось, победив обстоятельства (а иногда и свои недостатки), достичь настоящего мастерства, не поступившись при этом высокими моральными принципами. «Облики кумиров – не святые лики ли?» – заставляет задуматься книга.