Впервые эксперт в области экономической безопасности Дмитрий Шульман заявил о себе как о писателе три года назад. Тогда в цифровом виде вышел сборник его рассказов «Боцман». В прошлом году новый сборник уже в привычном печатном виде увидел свет в издательстве Delibri. Что заставило успешного и совсем не праздного человека взяться за перо? Жажда общественного признания, желание высказаться и передать свой жизненный опыт следующим поколениям?
– Дмитрий Михайлович, сегодня смена сферы деятельности всеми только приветствуется. Но всё же крутые виражи в вашей профессиональной судьбе поражают. Мечтали быть охотоведом, а стали... нефтяником.
– На самом деле я мечтал о небе. Мой отец в годы войны был стрелком-радистом на штурмовике Ил-2. Лучший друг, Иван Александрович Ткачёв, ровесник отца, в Великую Отечественную летал на По-2. Любимым местом для игр была возвышенность у аэродрома, и, конечно, я хотел стать военным лётчиком. Но в училище по здоровью меня не взяли – в детстве я был не самым послушным ребёнком, взорвал банку с порохом и повредил себе глаз. Расстроенный, поехал к дяде в Москву; он спрашивает: «Кем хочешь быть?» – «Кем-нибудь, кто связан с охотой, к которой меня приучил Ткачёв». Дядя пододвинул телефонный справочник – выбирай.
Ещё ничего не решив для себя окончательно, отправился в ветеринарную академию на экскурсию, где познакомился с удивительным человеком – зоологом профессором Андреем Григорьевичем Банниковым, в тот момент ведущим на телевидении «Клуба кинопутешествий». Эта встреча и решила мою судьбу – я стал студентом академии. После окончания год проработал в Белоруссии зоотехником. Стадо в колхозе было большое – две тысячи только дойных коров плюс свиноферма. Сначала было интересно, потом стало скучно – в 24 года хотелось какого-то движения, перемен. Списался с друзьями, работавшими на Сахалине, и улетел на остров. Встал в горкоме комсомола на учёт, и тут мне говорят: «Тебя вызывают в УВД». Думаю, зачем? Только приехал, ещё ничего натворить не мог. «Тебе, – объяснили мне в милиции, – партия доверяет работу в органах. В армии служил, спортсмен (в студенческие годы занимался в группе олимпийского резерва, мастер спорта СССР по биатлону), такие люди нам нужны». Вот так я оказался оперуполномоченным ОБХСС.
– Вы окончили школу МВД, значит, собирались строить свою карьеру в сфере юстиции, но вдруг резко сменили вектор.
– Раздражала бумажная волокита. Был даже негласный план по преступлениям, каждый опер должен был выявить столько-то преступлений. Понятно, что есть латентная преступность, но это не повод в определённые сроки выявлять определённое количество преступлений по определённым ст. УК.
– Похоже, мало что изменилось. Уголовные дела на бизнесменов сегодня заводятся тысячами.
– Законодательная вакханалия. Людей бросают в тюрьмы с очень сомнительными доказательствами вины, а пресса, не дождавшись решения суда, оповещает об этом всех. На эту тему, кстати, один из моих рассказов – «Отпуск для души».
– Когда Советский Союз распался и социалистической собственности, которую надо было охранять, не стало, вы вернулись к хозяйственной деятельности, но вскоре вновь сменили вектор. Опять вмешался случай? Какую роль играл случай в вашей жизни?
– Меня пригласил на работу генеральный директор «Сахалинморнефтегаза» Богданчиков Сергей Михайлович, в дальнейшем президент «Роснефти».
Время и обстоятельства познакомили меня с тремя министрами МВД – Рушайло, Грызловым и Нургалиевым, начальником внешней разведки СССР Леонидом Шебаршиным, генералом Трошевым и ещё с огромным количеством очень интересных людей.
Расскажу одну историю. Уже работая в «Роснефти», организовывал безопасность противофонтанных отрядов в Чечне. Там шла война, боевики поджигали скважины, кто-то должен был их тушить и кто-то охранять борцов с огнём. Полетел в Нальчик за помощью к министру МВД Кабардино-Балкарии Шогенову. Тогда и там было неспокойно, и Хачим Алисагович мне отказал. Уже собираясь прощаться, я случайно упомянул Сахалин и… отряд ОМОНа нам дали. Оказывается, Шогенов на Сахалине командовал ротой конвойных войск.
– Люди, с которыми вас сталкивал случай, и становились героями ваших рассказов? Что вообще заставило вас взяться за перо?
– Да. Большинство моих рассказов либо автобиографичны, либо сюжеты подсказаны людьми, с которыми сводила судьба. Наступил момент, когда захотелось поделиться увиденным и услышанным, остановить мгновение. Если этого не сделать, всё забудется и уйдёт безвозвратно. Как следующие поколения поймут нас, наши чаяния, надежды, устремления? Простые житейские истории, пожалуй, лучше характеризуют быстролётное время, чем тома научных архивов.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Дмитрий Михайлович Шульман родился в 1957 году в городе Пружаны Брестской области. Окончил Московскую ордена Трудового Красного Знамени ветеринарную академию им. К.И. Скрябина по специальности «зооинженерия» и Хабаровскую высшую школу МВД СССР по специальности «юриспруденция». Кандидат экономических наук.
Восемнадцать лет прожил на Сахалине, служил оперуполномоченным по борьбе с хищениями социалистической собственности, работал начальником службы безопасности ОАО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз».
В течение пяти лет возглавлял департамент безопасности ОАО «НК «Роснефть».
С 2005 года – исполнительный директор, член правления нефтесервисной группы «Интегра».
Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени; лауреат Национальной ежегодной премии IT-Лидер в номинации «Предприятия нефтегазовой промышленности», «Почётный нефтяник». Пишет прозу и стихи. Заядлый охотник.
Спорт – неотъемлемая часть жизни Дмитрия Шульмана. Каждый день в любую погоду он начинает с бега. А своё шестидесятилетие отметил, переплыв Босфор.