Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Остановка в Астапово – по требованию

01 января 2007

ТЕЛЕПРЕМЬЕРА

«Полустанок» на канале «Культура»

Соблазн сегодняшнего дня не гламур, а пошлость. В эпоху, когда большие романы стало модно переводить в формат сериала, а слово «инновация» стало чем-то вроде волшебной палочки, документальное повествование без новейших примочек выглядит смелым художественным жестом. В этом смысле авторы фильма «Полустанок» (режиссёры Галина Евтушенко, Лев Гришин; сценарист Александр Басов), который был показан на канале «Культура», – смелые люди. Они выбрали тему, вокруг которой было сломано немало копий за сто лет, – уход Льва Толстого из Ясной Поляны. О семи днях ноября 1910 года, которые потрясли мир, писали газетчики, литературоведы, критики, историки… Не говоря уж о политике Владимире Ленине и писателе Максиме Горьком. Казалось бы, чем эта новость столетней без году давности может быть интересна сегодня?

На самом деле это вопрос о том, что мы извлекаем из истории. Точнее, о том, что мы способны найти в ней. Одни находят бисер мелодраматических сюжетов и нанизывают их, словно бусы, на нить зрительских ожиданий. Другие – бросаются вплавь в море идеологических баталий. И там им слишком часто оказывается не до исторической точности. К тому же отдельный человек, пусть и великий, становится интересен только как аргумент в выстроенной схеме. Авторы «Полустанка» выбрали иной путь. Они не стали ориентироваться на расширение повествования – напротив, пошли по пути предельного его сжатия, концентрации. Набору из эпизодов они предпочли сжатую пружину драмы.

К этой драме не подходит слово «историческая». Драма Толстого, как нам показывают авторы фильма, остаётся остросовременной. Вопрос ведь не в том, как Лев Николаевич поссорился с женой… Тем более не о том, как Софья Андреевна не поладила с Чертковым. Перед нами даже не история о том, как за великого писателя борется часть семьи с одной стороны, а с другой – толстовцы и другая часть семьи. Впрочем, перипетии этого спора в фильме сохранены. Он богат на эпизоды трагикомические – со стрельбой в доме, попытками героини топиться в пруду, корректированием (!) и дублированием дневников и телеграммами, которые шлют родственники вдогонку бежавшему из дома Толстому. Документальное богатство и историческая точность – одно из самых весомых достоинств фильма. Удивительно, как события в дворянской усадьбе тех дней напоминают атмосферу пьес Чехова – смесью абсурда, лирических излияний, отчаянных жестов, бытовой суматохи. Но это спор вокруг Толстого.

Меж тем авторов фильма волнует не только то, что происходит вокруг великого писателя. Гораздо важнее, что раскол прошёл через сердце писателя. И в основе его были не повседневные дрязги, а мучительный вопрос о выборе между любовью и истиной, милосердием и законом. Не секрет, что вопрос о выборе между Христом и истиной был задан русской литературой не единожды. Но для Толстого он не был академическим. Он был вопросом жизни. А в 1910 году стал вопросом жизни и смерти. Толстой умирает на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги, но из Ясной Поляны он направлялся в Оптину пустынь, куда он так и не решился войти. Надеялся поселиться где-то поблизости. Вопрос о последних днях Толстого, таким образом, оказывается вопросом об острейшем мировоззренческом кризисе. В этом кризисе смерть писателя поставила точку. Но точка не ответ.

Нельзя не оценить деликатность и тонкость, с которой авторы фильма выявляют сложные пласты проблем, которые пытался решить Толстой. Они, слава богу, не соблазнились решить их одним махом, предложив «правильное решение». Между прочим, как раз сохранение «воздуха» сомнения – ещё одно из достоинств «Полустанка».

Но современность фильма не только в том, что он показывает актуальность вопросов, которые мучили Толстого. Толстой – человек бунтующий. И в этом смысле – крайне неудобный во все времена. В наши тоже. Но его бунт отличается от «восстания масс» настолько же, насколько проповедь непротивления злу силой отличается от выстрелов в упор в священника у алтаря. Свободный человек начинает не с убийства ближнего, а с изменения в собственной жизни. Но эти уроки Толстого сегодня пока не востребованы.

Ж.В.

 

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS