Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Остановленная вечность» Николая Андреева

01 января 2007

ЮБИЛЕЙ

Фотография возникла 168 лет назад, хотя кажется, что она была всегда, настолько это удивительное изобретение Дагера, Ньепса и Талбота вошло в плоть и кровь нашей цивилизации. И если рассматривать фотографическое искусство в контексте культурных традиций, становится очевидно: художественная фотография сегодня в не меньшей степени самодостаточна, чем живопись или графика.

В истории русской фотографии 20-30-х годов XX века прослеживаются два разных направления: конструктивизм, по законам эстетики которого работала целая плеяда мастеров советского фоторепортажа, и пикториализм – художественное направление, которое следовало живописным принципам. Определяющий признак этого направления, пришедшего в Россию из Европы в конце XIX века, – обобщённый характер изображения. Пикториалисты, применяя специальную оптику при съёмке и сложную технологию обработки позитивного изображения, создавали уникальные отпечатки, они разработали свою особую выразительную систему, возведя фотографию в ранг искусства.
Пикториальная фотография в нашей стране была заметным явлением лишь в первой трети XX века. Политический климат, установившийся в те годы, явно противоречил самому духу пикториализма. «Красота ради красоты – буржуазная блажь! Такое искусство отвлекает от борьбы, в нём много созерцательности, покоя, а нам нужна революционная идейность!» – внушал журнал «Советское фото» в конце 20-х годов. И в СССР постепенно забыли, что искусство – это разговор с душой, музыка формы, психологизм и что истинное творчество не терпит принуждения. Пикториалисты были объявлены «пустыми формалистами», проводниками «вредных идей» и, по существу, стали запрещёнными авторами.
Только в последние годы пикториализм как направление фотоискусства обретает новый импульс к развитию. Тем не менее, многое было забыто. Поэтому естественен интерес к старым мастерам, восхищавшим своими фотоработами весь мир.
Одним из них был Николай Платонович Андреев (1882 – 1947). Он создал свой неповторимый и узнаваемый стиль, которому остался верен на протяжении всей жизни. Виртуозное владение техникой печати и абсолютный вкус выделяли его работы на фотовыставках в начале 20-х годов прошлого века.
Родился Николай Андреев в Серпухове в семье купца 2-й гильдии Платона Андреевича Андреева и супруги его Зинаиды Михайловны 14 октября 1882 г. Семья Андреевых владела в городе сетью прачечных, белошвейной мастерской, а в собственном доме на Московской улице на первом этаже помещались парикмахерская и чайная.
С детства Николай любил рисовать и занимался живописью и рисунком у преподавателя Серпуховской гимназии художника В.С. Ващенко. В годы учёбы увлёкся фотографией. После окончания городского реального училища некоторое время помогал отцу в ведении семейных дел, но в конце 1900 года ушёл из семьи и в небольшом одноэтажном доме в старой части города открыл своё фотоателье, где фотографировал горожан и крестьян близлежащих деревень, приезжавших в Серпухов на ярмарки.
Интересы молодого человека не замыкались на бытовой и портретной фотографии. Фотоателье давало лишь средства к существованию. Главным в жизни Андреева стало серьёзное увлечение фотографией художественной.
В 1906 г. Н. Андреев становится членом Русского фотографического общества и принимает участие в международных фотовыставках. В 1908 году на выставке в Москве его работы отмечены похвальным отзывом. Следующий год принёс фотохудожнику новый успех – похвальный отзыв на фотовыставке в Дрездене. О нём заговорили как о начинающем и талантливом фотографе.
В 1909 году Николай вернулся в родной дом, и вскоре терраса на втором этаже перестраивается в фотопавильон со стеклянной крышей, а на фасаде дома рядом с отцовскими вывесками появляется реклама – «Фотография Андреева».
После участия в боях на фронтах Первой мировой войны, где он был ранен, в 1918-1930 годах Н.Андреев активно занимается художественной фотографией, совмещая своё занятие с работой художника-декоратора в Серпуховском городском театре, позже работает фотографом в Серпуховском художественно-историческом и краеведческом музее. Это было самое плодотворное время в творческой деятельности мастера, которое выдвинуло его в первый ряд фотохудожников России. В московском журнале «Фотограф» за 1927 г. можно прочитать: «Неисчерпаемый запас вкуса, любовь к природе, громадная работоспособность, умение выбирать сюжеты и великолепное исполнение – всё это отличает работы Николая Андреева». «Работы Николая Андреева известны во всех странах; это не только фотографии, а художественные произведения со всеми достоинствами талантливой живописи», – признаёт швейцарский фотожурнал «Camera» в 1929 году.
За сорок лет творческой деятельности Н. Андреев участвовал в 63 отечественных и зарубежных фотовыставках, из них три – персональные. Он получил тридцать наград – от дипломов и похвальных отзывов до золотых и серебряных медалей.
«В чём же особенности этого яркого дарования? Главным образом в том, что в каждом его снимке, в каждом его пейзажном мотиве, в каждой его творческой идее – на первом плане художник, остро и тонко чувствующий, переживающий и перевоплощающий. Вторым достоинством многочисленных произведений Н. Андреева является высокое качество всех его работ как со стороны композиции, так и чисто технической. Немало нужно иметь наблюдательности, тонкости и чутья, чтобы при этом сохранить чувство меры и уравновесить два неизбежных во всяком творчестве элемента – правду и вымысел», – писали о нём в двадцатых годах.
Излюбленная тема Николая Андреева – русский пейзаж. Сюжеты для своих работ он находил на берегах Оки, Протвы, Нары, на старых улочках Серпухова. Пейзажи мастера – это обобщённые образы природы, полные недосказанного, создающие настроение. В них ощутимо влияние живописи импрессионистов и передвижников.
В сезонных пейзажах мастер находит необычное в обычном. Ему удаётся уловить и выявить одухотворённость природы, поскольку нет такого душевного состояния человека, которое не находило бы в ней отклика. В каждом пейзаже Н. Андреева всегда есть такой изменчивый элемент, имеющий над нашими эмоциями исключительную власть, как небо. Во многих сюжетах у него изображается небо… и всё остальное. Пластические переклички неба и земли, неба и воды необычайно усиливают убедительность композиции. Общее направление линий, ритм световых пятен, тональная шкала – всё это создаёт тот камерный подмосковный этюд, которым славился Н. Андреев.
В крымских сюжетах художнику прекрасно удалось выразить как заход падающего под гору солнца, так и истому южного предвечернего воздуха.
«Если о фотографии говорят как об «остановленном мгновении», то у Н. Андреева она – «остановленная вечность». Простейшие подмосковные и крымские сюжеты предельно естественны, в них всё движется неуловимо и явно». (Бояров И. и др. Фотография. Энциклопедический справочник. – Минск, 1992. – с. 58)
Ещё одна грань таланта этого разностороннего мастера – его жанровые работы на крестьянскую тему. Сценки из деревенского быта – труд пряхи, пахаря, пастуха – получались у него необычно тёплыми. Патриархальный уклад деревни он подавал так же незатейливо, как саму природу. И всё в этом было правдой и щемящей поэзией: «Пряха», «У постели больного», «Кормилица» – 1920-е годы, «Вдовьи думы», «Горе» – 1930-е годы. Мастер фиксировал жизнь русской деревни такой, какая она есть. Обладая наблюдательностью и художественным вкусом, он создавал свои жанровые произведения, в которых зорко подмечены жизненные детали, человеческие характеры, юмор, тоска, страдания, горе.
Портретный жанр отличает приверженность Н. Андреева к использованию одного источника света, который даёт в изображении глубокие тени, выявляющие характерные черты лица. В своих портретах автор показывает минимум внешних эффектов, но при этом умело раскрывает внутреннее состояние человека, глубину его личности и одновременно своё отношение к внешнему миру.
С конца двадцатых годов в соответствии с советскими идеологическими установками стала звучать жёсткая и пристрастная критика в адрес фотографов-пикториалистов. В середине тридцатых фотоателье Андреева было закрыто, из дома его с семьёй выселили в коммунальную квартиру. Крайне редко его работы со старых негативов разрешали посылать на международные фотовыставки.
Скончался Николай Андреев 22 апреля 1947 г. в возрасте 64 лет. Имя его в фотографической среде на долгие годы было забыто. 

Наталья ДУРЫНДИНА, зав. отделом «Мемориальный дом Н.П. Андреева» 

Возрождённое наследие 

В начале 1990-х годов потомки фотохудожника и серпуховские фотолюбители создали в Серпухове в бывшем доме Андреевых Центр фотографической культуры имени Н. Андреева. В 1992-1997 годах Центром были проведены два Российских фестиваля пикториальной фотографии, фотовыставки работ Н. Андреева и современных мастеров, конференции и семинары по проблемам фотоискусства.
В 2002 году здание Центра было передано Серпуховскому историко-художественному музею, и вскоре здесь открылась постоянная экспозиция «Мемориальный дом фотохудожника Н.П. Андреева». Основу экспозиции составили 180 художественных фотографий мастера, которые в 1950-60-е годы передала в музей вдова Николая Платоновича Варвара Петровна, мемориальные вещи, переданные сыновьями и внуками Андреевых, а также экспонаты фотофонда музея.
В настоящее время в Мемориальном доме фотохудожника Н.П. Андреева размещаются экспозиции «История развития фотографии в г. Серпухове с середины XIX в. по 1930-е гг.», «Мемориальный отдел», посвящённый жизни и творчеству Н. Андреева, а также выставочный зал, где ежегодно проводится 5-7 выставок персональных и коллективных работ современных фотографов.

Обсудить в группе Telegram

Наталья Дурындина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS