Фотография возникла 168 лет назад, хотя кажется, что она была всегда, настолько это удивительное изобретение Дагера, Ньепса и Талбота вошло в плоть и кровь нашей цивилизации. И если рассматривать фотографическое искусство в контексте культурных традиций, становится очевидно: художественная фотография сегодня в не меньшей степени самодостаточна, чем живопись или графика.
В истории русской фотографии 20-30-х годов XX века прослеживаются два разных направления: конструктивизм, по законам эстетики которого работала целая плеяда мастеров советского фоторепортажа, и пикториализм – художественное направление, которое следовало живописным принципам. Определяющий признак этого направления, пришедшего в Россию из Европы в конце XIX века, – обобщённый характер изображения. Пикториалисты, применяя специальную оптику при съёмке и сложную технологию обработки позитивного изображения, создавали уникальные отпечатки, они разработали свою особую выразительную систему, возведя фотографию в ранг искусства.
Пикториальная фотография в нашей стране была заметным явлением лишь в первой трети XX века. Политический климат, установившийся в те годы, явно противоречил самому духу пикториализма. «Красота ради красоты – буржуазная блажь! Такое искусство отвлекает от борьбы, в нём много созерцательности, покоя, а нам нужна революционная идейность!» – внушал журнал «Советское фото» в конце 20-х годов. И в СССР постепенно забыли, что искусство – это разговор с душой, музыка формы, психологизм и что истинное творчество не терпит принуждения. Пикториалисты были объявлены «пустыми формалистами», проводниками «вредных идей» и, по существу, стали запрещёнными авторами.
Только в последние годы пикториализм как направление фотоискусства обретает новый импульс к развитию. Тем не менее, многое было забыто. Поэтому естественен интерес к старым мастерам, восхищавшим своими фотоработами весь мир.
Одним из них был Николай Платонович Андреев (1882 – 1947). Он создал свой неповторимый и узнаваемый стиль, которому остался верен на протяжении всей жизни. Виртуозное владение техникой печати и абсолютный вкус выделяли его работы на фотовыставках в начале 20-х годов прошлого века.
Родился Николай Андреев в Серпухове в семье купца 2-й гильдии Платона Андреевича Андреева и супруги его Зинаиды Михайловны 14 октября 1882 г. Семья Андреевых владела в городе сетью прачечных, белошвейной мастерской, а в собственном доме на Московской улице на первом этаже помещались парикмахерская и чайная.
С детства Николай любил рисовать и занимался живописью и рисунком у преподавателя Серпуховской гимназии художника В.С. Ващенко. В годы учёбы увлёкся фотографией. После окончания городского реального училища некоторое время помогал отцу в ведении семейных дел, но в конце 1900 года ушёл из семьи и в небольшом одноэтажном доме в старой части города открыл своё фотоателье, где фотографировал горожан и крестьян близлежащих деревень, приезжавших в Серпухов на ярмарки.
Интересы молодого человека не замыкались на бытовой и портретной фотографии. Фотоателье давало лишь средства к существованию. Главным в жизни Андреева стало серьёзное увлечение фотографией художественной.
В 1906 г. Н. Андреев становится членом Русского фотографического общества и принимает участие в международных фотовыставках. В 1908 году на выставке в Москве его работы отмечены похвальным отзывом. Следующий год принёс фотохудожнику новый успех – похвальный отзыв на фотовыставке в Дрездене. О нём заговорили как о начинающем и талантливом фотографе.
В 1909 году Николай вернулся в родной дом, и вскоре терраса на втором этаже перестраивается в фотопавильон со стеклянной крышей, а на фасаде дома рядом с отцовскими вывесками появляется реклама – «Фотография Андреева».
После участия в боях на фронтах Первой мировой войны, где он был ранен, в 1918-1930 годах Н.Андреев активно занимается художественной фотографией, совмещая своё занятие с работой художника-декоратора в Серпуховском городском театре, позже работает фотографом в Серпуховском художественно-историческом и краеведческом музее. Это было самое плодотворное время в творческой деятельности мастера, которое выдвинуло его в первый ряд фотохудожников России. В московском журнале «Фотограф» за 1927 г. можно прочитать: «Неисчерпаемый запас вкуса, любовь к природе, громадная работоспособность, умение выбирать сюжеты и великолепное исполнение – всё это отличает работы Николая Андреева». «Работы Николая Андреева известны во всех странах; это не только фотографии, а художественные произведения со всеми достоинствами талантливой живописи», – признаёт швейцарский фотожурнал «Camera» в 1929 году.
За сорок лет творческой деятельности Н. Андреев участвовал в 63 отечественных и зарубежных фотовыставках, из них три – персональные. Он получил тридцать наград – от дипломов и похвальных отзывов до золотых и серебряных медалей.
«В чём же особенности этого яркого дарования? Главным образом в том, что в каждом его снимке, в каждом его пейзажном мотиве, в каждой его творческой идее – на первом плане художник, остро и тонко чувствующий, переживающий и перевоплощающий. Вторым достоинством многочисленных произведений Н. Андреева является высокое качество всех его работ как со стороны композиции, так и чисто технической. Немало нужно иметь наблюдательности, тонкости и чутья, чтобы при этом сохранить чувство меры и уравновесить два неизбежных во всяком творчестве элемента – правду и вымысел», – писали о нём в двадцатых годах.
Излюбленная тема Николая Андреева – русский пейзаж. Сюжеты для своих работ он находил на берегах Оки, Протвы, Нары, на старых улочках Серпухова. Пейзажи мастера – это обобщённые образы природы, полные недосказанного, создающие настроение. В них ощутимо влияние живописи импрессионистов и передвижников.
В сезонных пейзажах мастер находит необычное в обычном. Ему удаётся уловить и выявить одухотворённость природы, поскольку нет такого душевного состояния человека, которое не находило бы в ней отклика. В каждом пейзаже Н. Андреева всегда есть такой изменчивый элемент, имеющий над нашими эмоциями исключительную власть, как небо. Во многих сюжетах у него изображается небо… и всё остальное. Пластические переклички неба и земли, неба и воды необычайно усиливают убедительность композиции. Общее направление линий, ритм световых пятен, тональная шкала – всё это создаёт тот камерный подмосковный этюд, которым славился Н. Андреев.
В крымских сюжетах художнику прекрасно удалось выразить как заход падающего под гору солнца, так и истому южного предвечернего воздуха.
«Если о фотографии говорят как об «остановленном мгновении», то у Н. Андреева она – «остановленная вечность». Простейшие подмосковные и крымские сюжеты предельно естественны, в них всё движется неуловимо и явно». (Бояров И. и др. Фотография. Энциклопедический справочник. – Минск, 1992. – с. 58)
Ещё одна грань таланта этого разностороннего мастера – его жанровые работы на крестьянскую тему. Сценки из деревенского быта – труд пряхи, пахаря, пастуха – получались у него необычно тёплыми. Патриархальный уклад деревни он подавал так же незатейливо, как саму природу. И всё в этом было правдой и щемящей поэзией: «Пряха», «У постели больного», «Кормилица» – 1920-е годы, «Вдовьи думы», «Горе» – 1930-е годы. Мастер фиксировал жизнь русской деревни такой, какая она есть. Обладая наблюдательностью и художественным вкусом, он создавал свои жанровые произведения, в которых зорко подмечены жизненные детали, человеческие характеры, юмор, тоска, страдания, горе.
Портретный жанр отличает приверженность Н. Андреева к использованию одного источника света, который даёт в изображении глубокие тени, выявляющие характерные черты лица. В своих портретах автор показывает минимум внешних эффектов, но при этом умело раскрывает внутреннее состояние человека, глубину его личности и одновременно своё отношение к внешнему миру.
С конца двадцатых годов в соответствии с советскими идеологическими установками стала звучать жёсткая и пристрастная критика в адрес фотографов-пикториалистов. В середине тридцатых фотоателье Андреева было закрыто, из дома его с семьёй выселили в коммунальную квартиру. Крайне редко его работы со старых негативов разрешали посылать на международные фотовыставки.
Скончался Николай Андреев 22 апреля 1947 г. в возрасте 64 лет. Имя его в фотографической среде на долгие годы было забыто.
, зав. отделом «Мемориальный дом Н.П. Андреева»
Возрождённое наследие
В начале 1990-х годов потомки фотохудожника и серпуховские фотолюбители создали в Серпухове в бывшем доме Андреевых Центр фотографической культуры имени Н. Андреева. В 1992-1997 годах Центром были проведены два Российских фестиваля пикториальной фотографии, фотовыставки работ Н. Андреева и современных мастеров, конференции и семинары по проблемам фотоискусства.
В 2002 году здание Центра было передано Серпуховскому историко-художественному музею, и вскоре здесь открылась постоянная экспозиция «Мемориальный дом фотохудожника Н.П. Андреева». Основу экспозиции составили 180 художественных фотографий мастера, которые в 1950-60-е годы передала в музей вдова Николая Платоновича Варвара Петровна, мемориальные вещи, переданные сыновьями и внуками Андреевых, а также экспонаты фотофонда музея.
В настоящее время в Мемориальном доме фотохудожника Н.П. Андреева размещаются экспозиции «История развития фотографии в г. Серпухове с середины XIX в. по 1930-е гг.», «Мемориальный отдел», посвящённый жизни и творчеству Н. Андреева, а также выставочный зал, где ежегодно проводится 5-7 выставок персональных и коллективных работ современных фотографов.