Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы. – М.: Искусство-XXI век, 2007. – 360 с.: ил.
Облик современной нам Москвы, меняющейся на наших глазах стремительно и бесповоротно, вызывает смешанные чувства. Мегаполис XXI века способен изумить и ошеломить. Но тем более блаженны те, кто способен хотя бы просто остановиться посреди столичной круговерти и всмотреться в то немногое, что осталось нам от прошлых веков, лучше нашего понимавших, что мир спасёт красота.
Таким случайным ценителям архитектурного антиквариата, а также более сознательным паломникам к местам, которым посчастливилось получить охранную грамоту государства, адресована серия изданий «Памятники архитектуры Москвы». Вооружившись этим обстоятельным многотомным бедекером, можно смело приступать к дальнейшим краеведческим изысканиям, которые гарантированно доставят пытливому уму и впечатлительному глазу массу эстетических переживаний.
Настоящий, восьмой по счёту, выпуск серии посвящён юго-восточной и южной частям территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города. Здесь некогда преобладали крупные усадьбы, названия которых и теперь звучат как музыка: Измайлово, Кузьминки, Люблино, Черёмушки, Воронцово, Царицыно, Коломенское, Кусково – поистине драгоценное жемчужное ожерелье, Золотое кольцо столицы!
Приятно констатировать, что книги, описывающие столь дорогие не только для москвичей места, практически конгениальны своему предмету, ибо сделаны тщательно, с любовью и несомненным профессионализмом. Весьма раритетный по нынешним временам хороший русский язык, научная обстоятельность вместо привычной уже «скачки по верхам», изящная полиграфия, богатый и стильно поданный иллюстративный ряд – неоспоримые достоинства настоящего издания. Особого упоминания заслуживает список тех, кому авторский коллектив пожелал выразить благодарность, поскольку своими размерами и сугубой щепетильностью он напоминает титры к голливудскому блокбастеру или же традиционный спич свежеиспечённого оскароносца.
Одним словом, прекрасный образчик экологически чистого чтения – и глоток свежего приусадебного воздуха в придачу.