Многие из них, хотя и отвечали требованиям регламента (представлять первые полнометражные картины), прибыли с багажом фестивальных наград. Латвийская «Монотонность» отмечена в конкурсе «Перспективы» на Московском фестивале, украинская лента «У реки» только что получила приз фестиваля «Восток-Запад» в Баку, а «Визит оркестра» (Израиль–Франция) засветился в Каннах и сорвал банк на фестивале в Токио. То есть сегодня молодой режиссёр – это вовсе не желторотый птенец, пытающийся привлечь внимание жалким писком. Все названные фильмы, к которым можно добавить российскую «Жестокость» Марины Любаковой, сделаны крепко, профессионально. Правда, картина мира, которую они рисуют, достаточно драматична. Что ж, молодому поколению сегодня приходится несладко.
Один драматичный сюжет подарил сам фестиваль. Год назад в конкурсе короткометражных картин была отмечена лента румынского режиссёра Кристиана Немеску. Самого режиссёра на фестивале не было: он трагически погиб накануне. И вот год спустя в программе конкурса – его новый полнометражный фильм «Калифорнийская мечта». То, что успел снять Немеску до своей гибели, доделали и смонтировали его друзья. А жюри отметило эту работу специальным призом.
Фаина Раневская боялась сниматься в плохом кино, что для неё означало «плюнуть в вечность». Благодаря кино настоящему можно в этой вечности остаться. «Скифского оленя» – главный приз фестиваля – заслужили авторы «Визита оркестра». Жизнерадостная история о том, как оркестр александрийской полиции, направляясь на гастроли в Израиль, по ошибке оказался в забытом Аллахом палестинском селе и что из этого вышло, перевесила обречённость «Монотонности», перебор «Жестокости», размытость «У реки». Конечно, кино должно отражать жизнь. Но ведь члены жюри – тоже зрители. А зрители всё-таки ходят в кино за праздником.