Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 августа 2019 г.
  4. № 34 (6702) (28.08.2019)
Литература

Оставаться собой

Стремление к «европейству» грозит потерей самобытности

28 августа 2019

Радиостанция «Эхо Москвы» вкрадчивым голосом исподволь вливает пропагандистский яд в сознание своих слушателей. Главным объектом её внимания, который радиостанция считает наиболее уязвимым и который стремится разрушить, оказываются межнациональные отношения в России. Сочувствующий голос уговаривает своих гостей-историков признать, что Украина и Белоруссия более «европейские» страны, чем «азиатская» Россия. Но я никак не могу понять, почему признание страны или человека «европейцем» представляется как отличная отметка за поведение, а вот быть объявленным «азиатом» или «азиатским» – это как бы отклонение ко второму сорту.

Однако в «азиатской» России значительно раньше, чем в «цивилизованной» загаженной и немытой Европе, люди стали жить чистоплотнее и опрятнее, что более отвечает современным представлениям о «цивилизации». Почему мелочные денежные отношения даже между родными людьми, когда дети, отобедав у родителей, платят им за съеденное, признаются этими судьями признаком высокого «европейства», а щедрость и гостеприимство являются в их глазах несомненной демонстрацией «азиатчины». Просвещение Руси осуществлялось, по их мнению, исключительно украинцами. Но при этом изымаются из обсуждения уникальные древние культурные традиции русских, проявившиеся в создании летописей в православных монастырях, широкое использование в быту у новгородцев письменного общения, создание своей оригинальной архитектуры как религиозных храмов и монастырей, так и светских «хором» и кремлей, уникальное деревянное зодчество, удивительная самобытная живопись как в иконописи, так и в быту, высокая музыкальная культура в церковной музыке и у народа.

Почему быть похожим на Европу и копировать её способ и восприятие жизни оценивается как «плюс», а создание своей уникальной и самобытной культуры как «минус»? Такие суждения с позиций превосходства демонстрируют обычно поработители и захватчики в отношении аборигенов захваченной ими страны, которая нередко отличается более высокой культурой, чем у захватчиков.

Что касается, к примеру, такого народа, как евреи, то они, как известно, являются неевропейским народом, и в основном те его представители, которые оказались в Европе или в России, опираясь на культурные традиции народов этих стран, создали культурно значимые ценности. Усреднение и некоторое, хотя и не полное абстрагирование от национального характера, отличающее европейское искусство от славянского, объясняется лишь неразрывной связью первого с охватившим Европу католичеством и его ответвлениями.

Таким образом, спор о том, чья культура выше, в итоге сводится к попытке определить, какая религия лучше и «цивилизованнее» – католичество или православие, что несколько нелепо.

На теперешнем этапе развития цивилизации, когда культурные «веяния» охватывают, как эпидемии, всю планету, а национальные культурные особенности напоминают «специи», которые для остроты добавляют во все наскучившие общепринятые «блюда», и религия перестала влиять на содержание культуры, копаться в том, какой народ цивилизованнее и древнее, интересно только «неонацистам».

В заключение хочу высказать свои впечатления от сегодняшнего искусства. Наблюдающееся движение изобразительного искусства и музыки к всё большей абстракции, лишение их творений «объёма» и «телесности», превращение их в «карикатуру» или «схему» человека и мира должно по своей логике закончиться уничтожением всякого искусства. Но человечество не желает быть уничтоженным ни путем отравления повсеместной «химией», ни ядерной войной, оно сопротивляется и борется за право жить и в дальнейшей перспективе и иметь возможность выражать свои эмоции и своё мировосприятие средствами искусства. Его протест проявляется в стремлении возвратиться снова к предметному и эмоциональному способу самовыражения, чем я объясняю теперешний интерес к барочной музыке.

Человечество ждало появления новых гениев, которые откроют пути для дальнейшего развития искусства, но неожиданно оказалось, что, собственно, двигаться далее уже некуда и искусство в конечном счёте будет сведено к «математической формуле».

Всё сказанное подтверждает и уничтожение балета как искусства и превращение его во что-то среднее между акробатикой и художественной гимнастикой. 

Эмилия Болтянская

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции

Тэги: Эмилия Болтянская Неравнодушный современник
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На чьей стороне правда?

    24.03.2021
  • Новый поп Гапон?

    03.03.2021
  • Кто пил из чистого ручья...

    17.02.2021
  • Вкалывают роботы, а не человек

    03.02.2021
  • Таинственная цензура,

    20.01.2021
  • Осознанная память

    65 голосов
  • Хотелось бы пожить при демократии

    58 голосов
  • Справедливость грядущего

    56 голосов
  • Смелость объективной оценки

    53 голосов
  • Реальность или «маниловщина»?

    46 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS