Мы радуемся, если вдруг встречаемся с приметами своего детства. Это бывает, когда встречаешь друга из незапамятных времён. И когда листаешь книжку стихов Чуковского с весёлыми, яркими рисунками Конашевича или – с волшебно-прекрасными иллюстрациями Дехтерёва к сказкам Перро. Рисунки Б.А. Дехтерёва давали классические образцы прекрасного, те каноны эстетики, с которыми можно спорить, но знать – необходимо.
Вот откуда мы знаем, как выглядели Золотая рыбка, Кот в сапогах, Дюймовочка, Спящая красавица. Печальный Гамлет со шпагой и книгой, пламенный Данко, элегантный Печорин, потрясающий король Лир – все картины наполнены широким эпическим дыханием, благородным романтизмом и написаны точной, внимательной рукой большого мастера.
Сейчас так не рисуют. Но Борис Александрович Дехтерёв не только долгие годы был главным художником издательства «Детская литература», но и вёл отделение книжной графики в Суриковском институте. Говорят, он устраивал театр – с костюмами, декорациями, мизансценами, освещением. Об этом вспоминают его студенты, создавшие «дехтерёвскую школу» в искусстве детской книжной иллюстрации. Нынче эта школа сильно потеснена рыночной продукцией и шокирующим антиэстетизмом – но не утрачена.
В Российской государственной детской библиотеке, что на Калужской площади, прошла выставка Анастасии Архиповой «Сказки, рассказанные акварелью». Экспонировались иллюстрации к сказкам Андерсена, О. Уайльда, братьев Гримм, к Диккенсу, Библии. Отличный, прочный рисунок в сочетании с акварельной воздушностью, точные детали и тонко прописанные, как на старинной миниатюре, лица.
Скажу сразу: Архипова – внучка Б.А. Дехтерёва. Впрочем, вряд ли этот факт автоматически даёт владение рисунком; рисовать она училась в Суриковском, и, в общем, сразу видно, у кого училась, хотя формально занималась в мастерской у другого преподавателя. Школа, традиция, эстетика – называть это можно по-разному, но главное, какой мир отражён на страницах книги, раскрытой ребёнком, ведь у детской книги два автора – писатель и художник. Рисунки Анастасии Архиповой не только красивы, хотя и красивые пейзажи, люди, звери радуют сердце, они словно подсвечены изнутри авторским чувством, оценкой художника, без всякой дидактики, но достаточно чёткой. В лицах, прорисованных тоненькой кисточкой, ярко выражен характер: чего стоит Голый Король, огорчённый, озадаченный, обиженный отражением своего «костюма» в зеркале!.. А с каким плотоядным удивлением любуется спящей Дюймовочкой её жених-лягушонок!.. Великан-Эгоист у Архиповой мрачен, но так хорош, что совершенно ясно: он исправится, полюбит детей и войдёт в Царство Божие.
«Картинки Насти Архиповой, – сказал на вернисаже Б. Диодоров, – образец серьёзного отношения к профессии. Точно следовать прочтению образа, быть внутри мизансцены, знать костюм… Её костюмы можно проверять по каким угодно справочникам – всё будет соответствовать избранной эпохе». И действительно, по каким-то неуловимым деталям, создающим настроение картины, догадываешься: это вот Андерсен, а вот это, точно, Англия, Диккенс. А ещё на вернисаже прозвучали слова, что «Архипова умеет, оставаясь в традиции, быть очень современным художником».
Первые свои книжки А. Архипова оформила ещё будучи студенткой и с тех пор сотрудничает с издательствами разных стран. В её акварельном «театре» мы видим такой же широкий жест, те же роскошно взволнованные драпировки, что и в сказочных дворцах её деда. Но при этом – больше конкретики и характера в персонажах, может быть, больше лиризма, тонкой стилизации.
Архипова руководит секцией книжной графики в Союзе художников, лауреат премий в области книжной иллюстрации, она входит в жюри многих художественных конкурсов; её иллюстрация к «Девочке со спичками» была использована ЮНИСЕФ как рождественская открытка, но каждой выставкой, считает художница, надо ещё раз подтвердить своё право на звание художника – перед коллегами и учениками. Ведь его всё время нужно подтверждать.