Феномен артистизма в современном искусстве / Ответственный редактор О.А. Кривцун. – М.: «Индрик», 2008. – 520 с.
В середине 20-х годов прошлого века замечательный поэт и прозаик Константин Вагинов описал в своём романе «Козлиная песнь» группу русских интеллектуалов, собравшихся на петергофской даче философа Тептёлкина, чтобы «гулять по парку с друзьями, как древние философы, и, прохаживаясь, объяснять и разъяснять, говорить о высоких предметах». Очень скоро этот воображаемый «последний остров Ренессанса» погрузился вместе с его обитателями в пучину реально восторжествовавшей посредственности, которая всегда подходит к искусству только с социальными, идеологическими или этико-воспитательными мерками.
Спустя почти столетие труд, предпринятый коллективом современных российских искусствоведов, выглядит подобным «островом» в море разливающейся с телеэкранов безвкусицы. Авторы сборника нашли в себе достаточно мужества, чтобы ещё раз заговорить о неизмеримо более важном, нежели динамика роста нефтяных и газовых цен, – о вечном, бессмертном, высоком «искусстве для искусства». Предметом своего анализа они избрали трудноопределимое явление, сильнее всего воздействующее на читателя, зрителя, слушателя, – артистизм. Зримо присутствуя во всех проявлениях художественного, артистизм, в том числе и наиболее популярный среди далёких от искусства масс артистизм жизнетворчества, свойственен не только непосредственным создателям тех или иных произведений, но и последующим их интерпретаторам, исполнителям. С помощью виртуозного совершенства входит в произведение необходимая онтологическая составляющая, возносящая художественный текст в область надличного и сверхчеловеческого знания.
Авторы книги – каждый под своим углом зрения – рассматривают различные грани артистического начала. Так, Александр Якимович прослеживает параллели между артистизмом художественного почерка и внутриличностной свободой художника в их развитии от эпохи Ренессанса к XX веку; Дмитрий Швидковский с подлинной любовью рассуждает о художественных образах современного Петербурга на примере нескольких проектов реконструкции Мариинского театра; Виктор Ванслов высказывает ценнейшие наблюдения над пианистическим искусством Святослава Рихтера и Глена Гульда, Михаила Плетнёва и Дениса Мацуева, попутно обнаруживая глубочайшие познания в творчестве Фредерика Шопена; Екатерина Сальникова удивляет читателя нетривиальным подходом к изучению такого специфического вида творчества, как современная реклама, создающего, по мнению автора, «полноценную эстетическую материю». Последняя статья сама по себе является блестящим примером артистизма. Нет смысла перечислять поимённо всех авторов коллективного сборника, достаточно упомянуть о том, что большинство из них известные отечественные искусствоведы и философы. А собрал их труды под одной обложкой заведующий отделом теории искусства НИИ РАХ Олег Кривцун – выдающийся российский учёный, автор вузовского учебника «Эстетика», ставшего едва ли не настольной книгой для целого поколения молодых людей, стремящихся овладеть теорией и новейшей методологией эстетического знания, прежде чем воплотить его в своей художественной практике.
Обусловленный возросшим общественным интересом, выход настоящей книги позволяет робко надеяться, что мы стоим на пороге грядущего возрождения русской культуры. «Остров Ренессанса» в реальности всегда оказывается непотопляемым.