Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Остров Ренессанса

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Феномен артистизма в современном искусстве / Ответственный редактор О.А. Кривцун. – М.: «Индрик», 2008. – 520 с. 

В середине 20-х годов прошлого века замечательный поэт и прозаик Константин Вагинов описал в своём романе «Козлиная песнь» группу русских интеллектуалов, собравшихся на петергофской даче философа Тептёлкина, чтобы «гулять по парку с друзьями, как древние философы, и, прохаживаясь, объяснять и разъяснять, говорить о высоких предметах». Очень скоро этот воображаемый «последний остров Ренессанса» погрузился вместе с его обитателями в пучину реально восторжествовавшей посредственности, которая всегда подходит к искусству только с социальными, идеологическими или этико-воспитательными мерками. 

Спустя почти столетие труд, предпринятый коллективом современных российских искусствоведов, выглядит подобным «островом» в море разливающейся с телеэкранов безвкусицы. Авторы сборника нашли в себе достаточно мужества, чтобы ещё раз заговорить о неизмеримо более важном, нежели динамика роста нефтяных и газовых цен, – о вечном, бессмертном, высоком «искусстве для искусства». Предметом своего анализа они избрали трудноопределимое явление, сильнее всего воздействующее на читателя, зрителя, слушателя, – артистизм. Зримо присутствуя во всех проявлениях художественного, артистизм, в том числе и наиболее популярный среди далёких от искусства масс артистизм жизнетворчества, свойственен не только непосредственным создателям тех или иных произведений, но и последующим их интерпретаторам, исполнителям. С помощью виртуозного совершенства входит в произведение необходимая онтологическая составляющая, возносящая художественный текст в область надличного и сверхчеловеческого знания. 

Авторы книги – каждый под своим углом зрения – рассматривают различные грани артистического начала. Так, Александр Якимович прослеживает параллели между артистизмом художественного почерка и внутриличностной свободой художника в их развитии от эпохи Ренессанса к XX веку; Дмитрий Швидковский с подлинной любовью рассуждает о художественных образах современного Петербурга на примере нескольких проектов реконструкции Мариинского театра; Виктор Ванслов высказывает ценнейшие наблюдения над пианистическим искусством Святослава Рихтера и Глена Гульда, Михаила Плетнёва и Дениса Мацуева, попутно обнаруживая глубочайшие познания в творчестве Фредерика Шопена; Екатерина Сальникова удивляет читателя нетривиальным подходом к изучению такого специфического вида творчества, как современная реклама, создающего, по мнению автора, «полноценную эстетическую материю». Последняя статья сама по себе является блестящим примером артистизма. Нет смысла перечислять поимённо всех авторов коллективного сборника, достаточно упомянуть о том, что большинство из них известные отечественные искусствоведы и философы. А собрал их труды под одной обложкой заведующий отделом теории искусства НИИ РАХ Олег Кривцун – выдающийся российский учёный, автор вузовского учебника «Эстетика», ставшего едва ли не настольной книгой для целого поколения молодых людей, стремящихся овладеть теорией и новейшей методологией эстетического знания, прежде чем воплотить его в своей художественной практике.
Обусловленный возросшим общественным интересом, выход настоящей книги позволяет робко надеяться, что мы стоим на пороге грядущего возрождения русской культуры. «Остров Ренессанса» в реальности всегда оказывается непотопляемым.
 
Максим ЛАВРЕНТЬЕВ

Обсудить в группе Telegram

Максим Лаврентьев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS