В залах Российской академии художеств на Пречистенке открылась выставка работ народного художника Виктора Глухова. Автор дал ей лаконичное название – «Мастерская», в котором заключена не столько территориальность, сколько мировоззрение живописца, причисляющего себя к школе «русского импрессионизма».
На первый взгляд всё просто – натюрморт, пейзаж, портрет… Пересекая границы, художник нередко соединяет все три жанра в пространстве одного полотна. И, удивительно, им там никогда не бывает тесно. Свою жизнь Виктор Глухов обустраивает так, что в ней, как и в его работах, всегда находится место самому необходимому: родным и близким, любимым цветам, детским игрушкам… И лоскуткам родной природы, которую даже очень наглая урбанистика не в силах уничтожить до конца.
У каждого художника, особенно если у него склонность к писанию пейзажей, есть некое место на земле, к которому прикипела душа и которое становится неким прообразом мира, его символом и олицетворением. И неважно, родился и вырос он там, или судьба таинственным образом в какой-то момент жизни вдруг приоткрыла перед ним красоту и величие этого оазиса, выявив его магическую способность вызывать неиссякаемое вдохновение. Для Левитана, как известно, таким местом был Плёс, для Гогена – Таити, для Ван Гога – Овернь. Для Виктора Глухова таковым стала подмосковная Сходня с её почти швейцарскими пейзажами. Правда, поначалу красоты Тарусы, Боровска, Переславля-Залесского, Суздаля и Серпухова привлекали к себе его внимание, и художник, отдавая им должное, доверял холсту свою мимолётную любовь. Но со временем истинная преданность победила. И природа Сходни засияла на холстах торжеством золотой осени, голубизной весеннего неба, белизной заснеженных холмов, зеленью летних лесов. Зажурчала речушка Сходня, её старенький мостик как-то вдруг обрёл вторую молодость. А безыскусные деревенские домики оказались романтичнее и милее бездушных и нелепых коттеджей.
Впрочем, у этой любви к сходненским пейзажам есть своя муза, имя которой – Ирина. Супруга и верная спутница, с которой он не расстаётся чуть ли не с первой встречи. Жаль, конечно, что Сходню их юности уже не вернёшь. Агрессивный город, со всех сторон обступивший всю эту тихую немудрёную красоту, превратил этот прелестный уголок в некую разновидность гетто. Но очарование и энергетика этого заповедного места России сохранится благодаря преданности и любви Виктора Глухова ещё очень-очень долго. Не зря же у выставки, развернувшейся в залах РАХ, есть и второе название – «Остров Сходня».
Оптимист Глухов любит цитировать фразу Эдуара Мане о том, что в жизни много неприятных вещей и поэтому не стоит производить новые. Свет и радость царят в его полотнах, независимо от того, что на них изображено. Если перечислять объекты, которые особенно часто рисует художник, может показаться, что мир, которым он себя окружил, не так уж и велик. Но, по его глубокому убеждению, человеку для счастья действительно нужно немного. Именно тогда он и может ощущать себя по-настоящему счастливым, не боясь, что это легкокрылое чувство его покинет. В последнее время художника особенно увлекает наблюдение за игрой солнечного света: когда лучи проникают в окно сквозь кружевную листву деревьев и затевают в мастерской свой причудливый хоровод, до неузнаваемости преображая такие привычные, до боли знакомые предметы и даже попавших в это кружение людей. Если на свете и существуют эликсиры радости, то картины Виктора Глухова можно смело признать одним из таких чудодейственных напитков.