Осенью этого года любители русской словесности отметят 200-летие со дня рождения Натальи Гончаровой, супруги А.С. Пушкина. К юбилею избранницы великого русского поэта с особой любовью готовятся на волоколамской земле.
Ведь в селе Ярополец Волоколамского района находится усадьба Гончаровых, хозяйкой которой была мать Натали. Пушкин дважды бывал здесь у тёщи в гостях. В одном из писем жене он сообщал: «В Ярополец приехал в среду поздно. Наталья Ивановна встретила меня как нельзя лучше. Ей очень хотелось бы, чтоб ты будущее лето провела у неё. Она живёт очень тихо и уединённо в своём разорённом дворце и разводит огороды над прахом твоего дедушки, Дорошенки, к которому я ходил на поклонение. Сем. Фёд., с которым мы большие приятели, водил меня на его гробницу и показывал мне прочие достопримечательности Яропольца».
Это письмо Пушкина, а также его стихи, посвящённые прекрасной Натали, новые сведения о её жизни, предоставленные известным краеведом из Яропольца А.П. Кожемяко, звучат в театральной композиции «Наталья Гончарова». Её сочинила Ольга Буракова, режиссёр Волоколамского народного театра «На валу», заслуженный работник культуры Российской Федерации. Уже после первых репетиций стало ясно: постановка обещает быть заметным событием в культурной жизни. Ведь за дело взялся сильный театральный коллектив с замечательными традициями и талантливым руководителем.
С давних времён Волоколамск считался театральным городом. Кружок самодеятельных артистов образовался здесь ещё в 20-х годах прошлого столетия. Известно, что они репетировали пьесу Льва Толстого «Власть тьмы», которая очень сложна для постановки. Поэтому можно представить, каким сильным был коллектив самодеятельных артистов. За высокое исполнительское мастерство в 1959 году кружок преобразовали в театр. Это был третий народный театр в Московской области. К тому времени такие театры существовали в Орехово-Зуеве и Ногинске.
Тогда же в Министерстве культуры посоветовали руководству Театра имени Вахтангова взять шефство над новым народным коллективом. Вахтанговцы откликнулись на это с удовольствием. На репетициях с самодеятельными артистами занимались столичные звёзды Цецилия Мансурова, Рубен Симонов, Григорий Абрикосов, Михаил Ульянов, Вячеслав Шалевич, Василий Лановой и другие. Волоколамский народный театр стал спутником Государственного академического театра имени Вахтангова. Руководителем творческого коллектива назначили молодого и талантливого режиссёра Семёна Уральского. Столичные театральные критики, приезжавшие на премьеры, отмечали: местные постановки очень приближены к профессиональным.
Четверть века возглавляет театр Ольга Анатольевна Буракова. В репертуаре значатся пьесы А. Островского «Не так живи, как хочется» и «Поздняя любовь», А. Чехова «Предложение» и «Юбилей», А. Пушкина «Анджело», У. Сарояна «Эй, кто-нибудь» и другие шедевры мировой драматургии.
В Волоколамске Ольгу Буракову все знают и уважают. Она родилась в селе близ Егорьевска. Училась в Красногорском оптико-механическом техникуме, активно участвовала в художественной самодеятельности. Потом перебралась в театральный коллектив Центрального дома железнодорожников. Там окончательно поняла, что театр – её стихия. Поступила на дневное отделение Института культуры, решила стать режиссёром.
Её педагогом был Юрий Мальковский, заслуженный деятель искусств, ученик Станиславского. Юрий Николаевич серьёзно воспитывал студентов по системе Мастера. Ольга Анатольевна признаётся: «Вот где мне повезло. И чем больше работаю, тем больше это осознаю. Я счастлива, что прошла эту школу… Когда я пришла в Волоколамский народный театр, была подкована теоретически, практики же в институте было мало. Но постепенно (на это ушли годы) я поняла, какая это бесценная вещь – система Станиславского…»
Самый любимый спектакль Ольги Бураковой – «Поздняя любовь» Островского. Премьера состоялась зимой, в 30-градусный мороз, в помещении было холодно. Артисты грелись за кулисами у обогревателей и думали, что зритель не придёт. А зал собрался полный. Это было лучшим подарком для всего коллектива. Постановку возили в Ивантеевку на 7-й Московский областной фестиваль-конкурс любительских театров. Министерство культуры Московской области проводит такой фестиваль раз в два года. Пятьдесят (!) коллективов претендовали на участие в нём. Отобрали семнадцать. Волоколамцы попали в их число и стали лауреатами.
Актёры говорят, что пьесы Островского приносят театру удачу. Недавно здесь поставили «Не так живи, как хочется». Теперь называют его чудо-спектаклем. Он принёс театру много наград и призов. А Ольга Буракова в прошлом году на театральном фестивале в Лобне награждена медалью «За верность русскому классическому наследию».
Ольга Анатольевна вспоминает: «Мой муж Владимир бесплатно строил декорации. По профессии он инженер-технолог, на все руки мастер. Знает плотницкое дело, замечательно плетёт из лозы, даже шьёт потрясающе. Во многом благодаря мужу были выпущены мои первые спектакли. Сейчас, конечно, многое изменилось.
Вот ставили спектакль «Любовь – книга золотая» по Алексею Толстому. Костюмы заказывали в мастерских Театра имени Моссовета. Деньги на них выделила районная администрация. Мне в работе очень помогла критик Анна Кузнецова. Многие годы она возглавляла газету «Театральное дело». Пятнадцать лет назад посмотрела наш спектакль «Чемодан чепухи» по пьесе Людмилы Петрушевской и написала замечательную рецензию. После этого на наш коллектив стали серьёзно смотреть в районе и области».
В народном театре сейчас более 30 человек. Было время, когда таланты искали. Сейчас люди сами приходят. Здесь сложился по-настоящему творческий коллектив. При народном театре работает юношеская студия «Дебют», которая стала школой начинающего актёра. В 1997 году ей присвоено звание «образцовая».
Сейчас в театре «На валу» готовятся к новой большой работе, задумали поставить спектакль по пьесе Риммы Кошурниковой «Елизавета Фёдоровна», которая рассказывает о великой святой, о её приезде на волоколамскую землю. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна бывала в селе Осташёве, где находилась усадьба великого князя Константина Константиновича, замечательного поэта, писавшего под псевдонимом К.Р. Одно из его стихотворений посвящено Елизавете Фёдоровне.
Раньше в Волоколамске двадцать лет работала поэтическая гостиная «У мерцающей свечи». Но потом она закрылась, ушла на пенсию её хозяйка Любовь Маликова. Замены ей не нашлось. Тогда Буракова поняла: в городе необходимо проводить районный конкурс чтецов. Теперь в нём участвуют представители всех школ и домов культуры района. Жюри прослушивает до 200 человек. Его возглавляет Анна Титова, профессор Университета культуры. Волоколамские чтецы постоянно выступают в Доме искусств Московской области «Кузьминки».
В репертуаре Волоколамского народного театра есть программы, посвящённые религиозным праздникам. Недавно тут поставили сцены «Жития Иосифа Волоцкого» (этот святой родился в селе Язвищи). Сценарий написала Любовь Овда (по образованию она режиссёр массовых представлений), которая много лет возглавляла в городе воскресную школу при храме. Сейчас проживает в селе Теряево недалеко от Иосифо-Волоцкого монастыря. Руководит интернатом, в котором живут брошеные и беспризорные дети. В постановке участвовали волоколамские юные артисты и ребята из интерната. Со сценами «Жития Иосифа Волоцкого» они даже выступали и в самом монастыре, когда патриарх Кирилл приезжал туда с визитом.
Жаль, что у такого прославленного народного театра нет своего помещения. Он занимает всего лишь небольшую комнату в городском Доме культуры. Здесь же проходят репетиции, хранятся костюмы. Когда свободна сцена Дома культуры, репетиции проходят на ней. Трудно живёт театр. Несколько лет назад обещали отдать ему старое здание на городском валу. В это время театр и получил название «На валу». Долго готовились к переезду, но на вал артисты так и не поехали …
Однако не стоит сгущать краски. Ведь в последние годы многие самодеятельные театральные коллективы России вообще закрылись из-за финансовых проблем. В Подмосковье же народные театры сохранились, и Министерство культуры Московской области постоянно собирает их на различных театральных фестивалях. А главное – артисты выступают не только на городских сценах, но и в самых далёких деревнях, на предприятиях. Их везде радостно встречают. Понятно, что нужен, нужен Волоколамску постоянный театр с собственным домом…
А ещё Ольга Буракова мечтает возродить творческую связь с Театром имени Вахтангова. Она ездила к вахтанговцам, разговаривала с директором, тот сказал: «Брать ответственность за другие коллективы пока что не решаемся». Но все почему-то верят, что вахтанговская эпоха в Волоколамск вернётся.