Мемориальные мероприятия, посвящённые 70-летию освобождения Советской армией Освенцима, начались со скандала. Власти Польши (уровень русофобии там сейчас зашкаливает) ограничились передачей так называемой вербальной ноты, рассчитывая, что без официального приглашения президент России не приедет. Что ж, расчёт оказался верным. Представлять освободителей, видимо, будут Порошенко и Яценюк, заявивший, что это Советский Союз напал в 1941 году на Германию и Украину, то есть на самого себя, ведь Украина была частью Союза. Этот извращённый ревизионизм истории вполне укладывается, по мнению наших «партнёров», в понятие свободы слова. А почему нет? Вот Барак Обама, ещё будучи кандидатом в президенты, утверждал, что Освенцим освобождал его двоюродный дедушка.
Американского президента его советники тогда поправили. Однако мысль о том, что освобождали мир от фашизма все кто угодно, кроме нас, упорно вбрасывается в сознание. На прошлой неделе решил переписать историю в политических целях уже глава МИД Польши, выступивший со своей невероятной версией: Освенцим освобождали украинцы. При таком подходе недалёк тот день, когда нас не то что не пригласят на траурную церемонию, но и потребуют покаяться за Победу.
В тот же день президент России Владимир Путин, выступая на международном форуме в Кракове, призвал народы мира «помнить причины холокоста и делать всё, чтобы этот ужас никогда не повторился». «Холокост показал, как легко срывается предохранитель, удерживающий цивилизацию от зверства, неизбежно ведущего к гибели человечества», – подчеркнул президент России, – пообещав: Россия всегда будет не только осуждать любые из проявлений межнациональной ненависти, но и бороться с ними силой закона и общественного мнения.
Освенцим был не первым лагерем смерти, освобождённым советскими войсками. В июле 1944 года именно они первыми подошли к крупнейшему нацистскому лагерю Майданек, расположенному возле польского города Люблин. Захваченные врасплох, гитлеровцы попытались скрыть свидетельства массовых убийств, уничтожив лагерь. Персонал лагеря поджёг огромный крематорий, использовавшийся для сжигания тел убитых узников, однако из-за поспешной эвакуации газовые камеры остались нетронутыми. Летом 1944 года Красная армия заняла также территорию, где находились лагеря смерти Белжец, Собибор и Треблинка. Немцы демонтировали эти лагеря в 1943 году, после того как большая часть польских евреев уже была уничтожена.
В январе 1945 года советские войска освободили Освенцим, самый крупный комплекс концентрационных лагерей и лагерей уничтожения, созданных нацистами в шестидесяти километрах к западу от Кракова. Большинство заключённых Освенцима фашисты отправили пешком на запад (впоследствии такие эвакуации назвали «маршами смерти»), поэтому, войдя в лагерь, советские войска нашли живыми только несколько тысяч истощённых узников. Среди 2819 освобождённых заключённых (многие были так слабы, что с трудом могли двигаться) было 180 детей; пятидесяти двум из них не было и восьми лет! Хотя, отступая, немцы уничтожили большую часть лагерных складов, но в уцелевших помещениях советские солдаты нашли личные вещи жертв: сотни тысяч мужских костюмов, более восьмисот тысяч комплектов женской верхней одежды... Согласно собранным историками данным, всего в 1941–1945 годах в лагере смерти Освенцим были умерщвлены более миллиона трёхсот тысяч человек.
Незадолго до капитуляции Германии советские войска освободили концлагеря Штуттхоф, Заксенхаузен и Равенсбрюк.
Мало кто осознаёт, что фактически Гитлер одновременно вёл две разные войны: одну – против Советского Союза и других стран Европы, а другую – против еврейского народа. Это было именно массовое убийство ради массового убийства, расправа над миллионами безоружных и невиновных, не имевших никакой возможности защититься и не имевших никаких защитников извне.
В недавно вышедшей книге политолога Алека Эпштейна «Ближайшие союзники? Подлинная история американо-израильских отношений» раскрываются малоизвестные факты: равнодушие Ф.Д. Рузвельта и его правительства к страданиям евреев, ведь американцы могли изменить свою имиграционную политику и впустить в страну людей, искавших спасения, но они, и вступив в войну, ничего не сделали для того, чтобы парализовать нацистскую машину уничтожения, например, разбомбить с воздуха железнодорожные пути, по которым эшелоны прибывали в лагеря смерти, одним из которых был комплекс уничтожения Освенцим.
Сохранение памяти о холокосте нужно отнюдь не только евреям. Главный урок этой трагедии универсален: лишь повсеместная защита прав человека, и прежде всего права на жизнь и достоинство, может гарантировать безопасность всем людям, где бы они ни жили. Ни у одной страны нет монополии на «внутренние дела», если эти дела ставят под угрозу жизнь, свободу, достоинство и здоровье тысяч и миллионов людей. В такой ситуации прийти им на помощь не только право, но и обязанность других народов и государств.
Выступая на церемонии, посвящённой годовщине освобождения Освенцима десять лет назад, президент В.В. Путин подчеркнул, что в начале XXI века человечество столкнулось с «новыми нацистами» – международным терроризмом. «Налицо известное родство нацизма и терроризма – то же пренебрежение к человеческой жизни, та же ненависть к инакомыслию и, самое страшное, то же стремление к маниакальной цели. Причём для достижения этих целей террористы, не колеблясь, уничтожают всех, кто не идёт с ними в ногу, кто не соответствует определённым ими критериям. Убеждён, сохранить нашу цивилизацию можно лишь в том случае, если отбросить все второстепенные разногласия и сплотиться против общего врага, как это было в годы Второй мировой войны».
Не санкциями и шантажом, а кооперацией и сотрудничеством только и можно поставить заслон распространению идеологии нетерпимости и насилия. К сожалению, в годы Второй мировой войны это было осознано с огромным опозданием: союзники высадились в Нормандии и открыли второй фронт только в июне 1944 года, спустя почти три года, на протяжении которых Красная армия боролась с нацизмом практически в одиночку. Сегодня такая же сплочённость нужна, невзирая на различия, для противостояния человеконенавистнической идеологии исламского халифата, для обеспечения мира в Донбассе, для того чтобы сохранить режим нераспространения ядерного оружия.
Очевидно, что между Россией и США есть немалые разногласия, но вряд ли сегодня они большие, чем во времена Сталина и Рузвельта. Однако именно тот единственный год советско-американского сотрудничества, последний год войны, позволил освободить Освенцим и Бухенвальд, Майданек и Дахау. Вместе, идя рука об руку, две великие страны могут дать миру куда больше добра, чем бессмысленное противостояние между ними.
Неужели для того, чтобы восторжествовало конструктивное сотрудничество, мир вновь должен стоять перед опасностью нацистской чумы, неужели прошлое так ничему и не научило?..
Сергей ВАЙНШТЕЙН, доктор философских наук, член Экспертного совета Института Европы РАН