Бронепоезда Великой Отечественной. – М.: Эксмо. Яуза. Стратегия МК, 2010. – 304 с. – (Война и мы. Танковая коллекция).
С первых дней войны вступили в бой советские бронепоезда. Непосредственно в приграничной зоне накануне войны находились войска НКВД по охране железных дорог. Но вместо тех задач, для решения которых они предназначались, им с начала войны пришлось вести борьбу с немецкими танками и самолётами, оказывать артиллерийскую поддержку пехоте, прикрывать отход своих войск.
Первые же бои показали уязвимость некогда грозных сухопутных броненосцев от танков и особенно авиации противника. Слабое зенитное вооружение делало их лёгкой добычей для асов люфтваффе, имевших к тому времени большой опыт борьбы с бронированными подвижными целями.
Вместо наступательных операций на территории противника, борьбы с остатками его разбитых частей, как это предполагалось в предвоенные годы, пришлось вести оборонительные бои на своей земле, неся при этом значительные потери. Так, например, 6 августа 1941 года немецкая авиация обнаружила на железнодорожном перегоне Орша–Унеча советский бронепоезд № 44. Из-за повреждения полотна состав не смог уйти из-под удара. Около пяти часов пикирующие бомбардировщики Юнкерс-87 бомбили бронепоезд, превратив его в груду металлолома.
Захват немецкими войсками Брянска лишил Красную армию главной производственной базы и учебного центра, где строились бронепоезда и готовились команды для них. Поэтому производство новых бронепоездов пришлось налаживать на заводах и в депо железнодорожных станций по всей стране. Катастрофическое начало войны, огромные потери в боевой технике и вооружении, невозможность их быстрого пополнения из-за эвакуации предприятий заставили командование армии, руководство промышленности искать выход из столь сложной ситуации.
Вот тут-то и вспомнили об опыте Гражданской войны, когда буквально на коленке строили бронепоезда, становившиеся весомым аргументом в вооружённом противостоянии красных и белых. Уже в июне-июле 1941 года на просторах Советского Союза, на паровозостроительных и ремонтных заводах, мастерских закипает работа по строительству импровизированных бронепоездов. В ход идёт всё, что попадается под руку: любые железные листы, вагоны, паровозы, оружие чуть ли не из музеев. Чем ближе противник, тем выше темпы строительства. В окружённой с трёх сторон Одессе вступают в боевой строй Приморской армии три только что построенных бронепоезда – № 21, «За Родину!», «Черноморец». В течение всего срока обороны города они играют роль самоходных артиллерийских батарей, своим огнём поддерживая действия морской и просто пехоты. Судьба их печальна: все они были взорваны в октябре 1941 года, после того как войска Приморской армии на кораблях Черноморского флота ушли в Крым.
Более 500 бронепоездов – стальных крепостей на колёсах – действовали на фронтовых магистралях. Из них 230 зенитных, защищавших небо над станциями, разъездами, перегонами от налётов вражеской авиации. Бронепоезда участвовали практически во всех фронтовых операциях Великой Отечественной войны, отважно защищали железнодорожные узлы, прикрывали сосредоточение и развёртывание советских войск, отличались смелыми, внезапными налётами на позиции врага. За мужество и стойкость, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, награждены: орденом Красного Знамени – Краснознамённые бронепоезда внутренних войск НКВД – № 46, № 56, № 73; орденом Александра Невского – 31-й отдельный особый Горьковско-Варшавский дивизион бронепоездов и удостоены почётных наименований девять бронепоездов.