Наталия Барабаш. Блеск и нищета постмодерна.
– НИЦ «Академика», 2019. – 510 с.
Вышедшая под занавес ушедшего года монография профессора факультета искусств МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора искусствоведения Наталии Барабаш менее всего похожа на специальный научный труд, в котором пристально рассматривается одно из самых актуальных направлений в искусстве. Постмодерн занимает автора как главный фаворит времени, главенствующий уже полвека. Публицистичность изложения и критический анализ современных литературных, театральных, художественных и телевизионных тенденций подчёркивают полемичность суждений автора и знание предмета исследования. Увлечённость темой даёт автору возможность обнаружить истоки постмодернизма у Чехова и Гоголя и подкрепить свои доводы суждениями философов и искусствоведов.
Процессы, происходящие в культуре и искусстве, в социуме и самой личности, никак нельзя, с точки зрения автора, назвать позитивными. Почему? В этом и пытается разобраться Наталия Барабаш. Смещение нравственных и временных границ, опровержение мнимых успехов и завоеваний постмодерна – всё это материал исследования. Особое внимание уделено раскрытию феномена современного телевидения, превратившегося, по мнению автора, в «КК = коробку катастроф» и главного манипулятора современности. Автор говорит об «эффекте разделения» как характерном признаке постмодерна, который духовно разлагает и деструктурирует сознание человека.
Десять глав книги рассматривают процесс эволюции постмодерна не в хронологическом порядке. Но не стоит искать логику и последовательность изложения, как не стоит искать логику в парадоксах сегодняшнего времени и современного искусства. Перед нами в одном ряду пройдут не только такие знаковые фигуры времени, как Чехов и Гоголь, Пушкин и Достоевский, но и Евгений Вахтангов, Марк Захаров, Владимир Познер и Андрей Малахов… и ещё многие, многие другие кумиры, формирующие умы поколений.
Эпикриз, который вместо заключения предлагает автор своим читателям, точно определяет диагнозы нынешнего времени, но, увы, не даёт рецепты их излечения. Однако, как известно, верный диагноз и есть начало пути к исцелению.
Ирина Горюнова, заслуженный деятель искусств РФК, профессор