Разрабатываются проекты новых транзитных коридоров между Россией, Беларусью и Украиной
Замминистра транспорта и связи Украины Владимир Работнев на днях сообщил СМИ о планах по строительству скоростных железнодорожной и автомобильной магистралей из Севастополя в центральную Украину с выходами в Россию и Беларусь. «Неразвитость транспортной инфраструктуры Крыма негативно сказывается на конкурентоспособности его морских портов. Но благодаря выгодному географическому положению Севастополя, существующей здесь навигационной и транспортной инфраструктуре, Севастополь имеет все предпосылки, чтобы стать современным транспортно-логистическим узлом международного значения для Украины, России и Беларуси», – сказал В. Работнев.
Эти планы совпадают с проектами новых транзитных коридоров, предлагаемых белорусской стороной России. По словам министра транспорта и коммуникаций Беларуси Владимира Сосновского, перспективным является развитие Девятого международного транспортного коридора Одесса – Киев – Гомель – Витебск – Псков – Санкт-Петербург. «Здесь предполагается реализовать проекты по двум направлениям – автомобильной дороге М-8 (Гомель – Могилёв – Витебск) и по железной дороге на Санкт-Петербург, которая является недостаточно развитой, поскольку имеет довольно большую протяжённость однопутных путей и обеспечивает неприемлемо низкую скорость».
Таким образом, предлагаемые севастопольские магистрали в Союзное государство сомкнутся с упомянутым Девятым коридором в Гомельском и Киевском регионах, а инициируемый Минском проект обеспечит сквозное сообщение на западе бывшего СССР.
Рост транзитных перевозок выгоден и Украине, в том числе крымским портам. Что же касается «трансформации» Севастополя в крупный транзитный комплекс, связанный транспортными коридорами со многими странами, – есть немало примеров, когда, порты сугубо военного назначения становились высокодоходными объектами, обслуживающими международный грузотранзит. Это, например, удалось Гонконгу, Макао (на юге КНР), Сингапуру, британскому Гибралтару, испанским территориям в средиземноморском регионе Марокко (Мелилья, Сеута). В этом перечне и тунисская Бизерта, где до конца 1963 года базировался средиземноморский ВМФ Франции. Сегодня такие «точки» – в числе крупнейших центров международных транзитных перевозок.