Сфера ЖКХ одна из самых проблемных в нашей стране. Слишком запущена была болезнь ещё с советского времени, не говоря уже про 90-е годы. И сегодня то, что делается для исправления ситуации, воспринимается в обществе весьма неоднозначно. На злободневные вопросы «ЛГ» отвечает Олег ТОЛКАЧЁВ, председатель Комиссии Совета Федерации РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.
– Олег Михайлович, из самого названия возглавляемой вами комиссии следует, что вопросы, которыми вам приходится заниматься, в той или иной мере затрагивают практически каждого. Как вы расцениваете государственную политику, проводимую в последние годы в жилищной сфере?
– Считаю, что впервые за последние десятилетия и верховная, и региональная власти всерьёз обратились к проблемам ЖКХ. И не на словах, а на деле решают их.
В 2007 году, будучи президентом, Владимир Путин в Послании Федеральному собранию сформулировал два важнейших направления деятельности в этой области. Первое: наличие 11 миллионов квадратных метров ветхого аварийного жилья в России – национальный позор. Второе: необходимость создания Фонда содействия жилищно-коммунальному хозяйству. Это его предложение было реализовано. Фонд, согласно 185-му федеральному закону, получил в своё распоряжение для передачи регионам по определённым правилам 250 миллиардов рублей. Проекта такого масштаба не было последние 30–40 лет. И Владимир Путин, и Дмитрий Медведев регулярно возвращались и возвращаются к этой проблематике.
Возьмём, например, решение задачи обеспечения населения доступным комфортным жильём. Принята и работает Федеральная целевая программа «Жилище», есть соответствующие решения по военнослужащим. Почти решён вопрос по предоставлению жилья ветеранам Великой Отечественной войны. Действуют достойные региональные проекты. В частности, в Москве – программа «Молодой семье – доступное жильё». А например, в Татарстане немало делают по закреплению молодых специалистов на селе, по привлечению в регион учёных, учителей, художников с помощью жилья.
Для того чтобы обеспечить всех нуждающихся современными квартирами, несколько лет назад была поставлена задача: выйти на уровень строительства в объёме 80 миллионов квадратных метров жилищных площадей в год. Откуда взялась эта цифра? Дело в том, что именно такие объёмы строились в последние советские годы на территории Российской Федерации. Как уже было в нашей истории, за точку отсчёта приняли «дореволюционные» показатели. Чуть позже пошли ещё дальше – решили равняться на те государства, которые принято называть развитыми. А там существует норма: в год на каждого жителя страны должно быть построено не менее 1 квадратного метра. То есть в пересчёте на нашу страну получается, что примерно 142–145 миллионов квадратных метров надо строить ежегодно.
– И как реализуются столь амбициозные планы?
– В докризисные годы страна уверенно подходила к первоначальной планке 80 миллионов. Начинали с 32 миллионов, потом – 40, 60. И если бы не кризис, в этом году мы бы уже достигли «советского уровня».
В наиболее сложном 2009 году ожидали падения до 50 миллионов квадратных метров. Ведь строительство держится на кредитах, а во время кризиса кредиторы ведут себя очень недоверчиво, поднимают учётную ставку. И всё-таки объём строительства упал не так сильно, как могло бы быть. Было сдано в эксплуатацию 58,9 миллиона квадратных метров жилья против ожидаемых 53 миллионов. И задача на текущий год – не опуститься ниже. Я с осторожным оптимизмом скажу, что можно даже ожидать повышения до 60–62 миллионов. И если этот прогноз осуществится, в следующие год-два рост усилится.
Кстати, хотел бы отметить положительную роль Министерства регионального развития и лично министра Виктора Басаргина. С его приходом это ведомство изменилось в лучшую сторону до неузнаваемости.
Модернизация коммунального хозяйства – тоже элемент жилищной политики. Хорошо отремонтированный дом – это почти то же самое, что заново построенный. Фонд содействия ЖКХ, на мой взгляд, работает успешно. Хотя бы потому, что с подачи Владимира Путина принято решение по продлению его работы на год – до конца 2011-го. То есть субъекты Федерации под определённые гарантии, с добавлением собственных средств по-прежнему будут получать миллиарды рублей на ремонт домов, переселение из ветхого и аварийного жилья. Регионам, конечно, сложнее, чем фонду. Ведь у него деньги всегда «под рукой», лежат на банковских счетах, а власти на местах надо умудриться так перекроить бюджет, чтобы к каждому федеральному рублю добавить свой – таковы правила. Не всегда этот принцип соблюдается в чистоте. Однако большинство регионов справляется.
Достаточно удачным кажется нововведение, когда к 95 процентам государственных денег, выделяемых на капитальный ремонт домов, добавляется 5 процентов денег самих жильцов. С одной стороны, это дополнительная нагрузка на них. С другой – как показывает практика, люди, выложившие деньги из собственного кармана, гораздо бережнее относятся к своим дворам и подъездам. Тут уже никто не позволит разрисовывать стены на лестничных площадках!
Существует и тенденция отмены дотаций из региональных бюджетов. Граждане, конечно, сложно относятся к этому. Однако целесообразность перехода на полную оплату услуг ЖКХ существует. Не все регионы с этим согласны. Москва, в частности, считает возможным из своего бюджета оплачивать ремонтные работы, чтобы уменьшить нагрузку горожан. И это тоже обоснованная позиция.
Итак, в сфере жилищной политики и ЖКХ мы ушли от деклараций к серьёзной, систематичной работе.
– Однако большинство россиян пока видят только одно следствие реформы ЖКХ – увеличение коммунальных платежей. В начале этого года в некоторых регионах этот процесс принял и вовсе безобразные формы…
– Я думаю, что причиной резкого роста тарифов стала даже не экономика, а политика. Скорее всего, длительное время некоторые губернаторы, которым надо было переизбираться на следующий срок, искусственно сдерживали рост тарифов ЖКХ, чтоб не портить «благополучную» ситуацию в своём регионе. Жители радовались и аплодировали. А потом вдруг оказывалось, что денег на ремонт водопроводных сетей и котельных нет, купить топливо не на что и всё в таком роде.
Вот и пришлось кое-где одномоментно повышать платежи на 30–40 процентов, чуть ли не до 70. Естественно, это вызывало крайнюю степень возмущения среди населения.
Совет Федерации готовил аналитическую записку по поводу необоснованного повышения коммунальных платежей. Поэтому могу не голословно сказать, что везде, где рост превышал 20 процентов, жителям вернули «разницу». Кроме того, как вы, наверно, знаете, уже принят закон о том, что рост тарифов за жилищно-коммунальные услуги не должен превышать рамки 15 процентов в год.
– Да, но будет ли он соблюдаться? И к тому же насколько справедлива такая планка в условиях, когда доходы большинства россиян не растут и даже падают?
– Проблеме роста тарифов особое внимание уделяют и президент России, и премьер-министр. Поэтому можно быть спокойным за исполнение закона в данном случае.
Что касается второй части вашего вопроса. Справедливость каждая сторона понимает по-своему. Любой коммунальщик вам скажет, что без полной оплаты коммунальных услуг в ЖКХ не придут инвестиции, невозможно будет эффективно развивать отрасль. Нельзя забывать и об объективных причинах повышения тарифов со стороны естественных монополий. Например, газ добывать всё сложнее, месторождения его – всё дальше.
Однако для населения, для нас с вами, важно даже не то, какие будут утверждены тарифы на газ и электричество, а сколько мы платим в месяц, какую сумму напечатают в той самой квитанции, что кладут в почтовый ящик. И вот тут-то открываются большие возможности, чтобы вопреки росту тарифов сохранить коммунальные платежи на прежнем уровне или даже их уменьшить. Он в первую очередь связан с капитальным ремонтом жилых домов. Утепление стен, например, приводит к тому, что примерно на треть приходится платить меньше за теплоснабжение. Пресловутые энергосберегающие лампочки позволяют снизить расходы в 5 раз.
Есть такое понятие – энергоэффективность дома. Вдумайтесь, в Дании, Голландии, Норвегии запрещено рассматривать строительные проекты новых домов с ненулевым энергопотреблением. Это значит, что дом сам себя «обеспечивает» теплом и светом. За счёт чего? За счёт того, например, что стены, стеклопакеты, сделанные из современных материалов, пропускают тепло внутрь, но не выпускают наружу; за счёт использования солнечных батарей, тепловых насосов и прочих передовых технологий. У нас тоже в качестве эксперимента построено несколько таких домов. Надо быть реалистами – массового строительства подобного жилья в России в ближайшее время не предвидится. Во-первых, потому что это довольно дорогое удовольствие – строить такие дома, а во-вторых, далеко не все европейские разработки применимы в условиях нашего северного климата. Но кое-что, в частности технологии по утеплению кровли, уже сегодня можно начинать внедрять и у нас.
Или, к примеру, у нас в большинстве домов отсутствует регулятор температур, а даже если он есть, не всегда люди им пользуются. А по современным проектам терморегулирование происходит в автоматическом режиме. Не надо ничего крутить – потребление тепла зависит от прибора, который устанавливает температуру 21–22 градуса. Большинство новых домов оснащено тепловыми узлами, которые поддерживают внутренний температурный режим.
– А что же делать жителям старых домов, будет ли у них возможность экономить благодаря прогрессивным технологиям?
– Если говорить про Москву, то здесь этим занимается специально созданный Департамент капитального ремонта. По утверждённой программе, рассчитанной до 2015–2017 годов, все дома до 1991 года постройки будут не только отремонтированы, но и «осовременены». В частности, предусматривается установка тепловых узлов, о которых я говорил.
– Как вы оцениваете роль частного бизнеса в ЖКХ? Нет ли у вас впечатления, что надежды, которые многие возлагали на него, не оправдываются? Ведь со всех концов страны поступают сообщения о том, что частные компании поднимают цены на свои услуги, а качество обслуживания при этом не улучшается…
– Это очень серьёзный вопрос. Для меня очевидно, что государственная форма управляющих компаний неэффективна. Простой пример: уволить проворовавшегося директора пресловутого ГУКа гораздо сложнее, чем директора акционерного общества. На собраниях акционеров такие вопросы решаются очень быстро. Вообще именно бывшие ДЕЗы, которые прежде много лет работали на рынке ЖКХ, а потом акционировались, добиваются сегодня наилучших результатов работы.
Но, конечно, немало и фирм-однодневок, имя которым – «Рога и копыта». Не имея за душой ни опыта, ни нормальной технической базы, они «с благословения» недобросовестных чиновников получают на обслуживание десятки домов. Первое, что делают эти горе-коммунальщики, – повышают платежи. А потом исчезают так же быстро, как и появились, и жители остаются у разбитого корыта.
Сейчас поставлена задача – решительным образом вымести жульнический элемент с рынка ЖКХ. На нём должны работать только компании, которые хорошо себя зарекомендовали.
Несмотря на имеющие место трудности, я считаю, что именно приход частного бизнеса способен решить многие проблемы жилищно-коммунального хозяйства.
– В последнее время немало, в том числе и на самом высоком уровне, говорится о проблеме оттока населения с Крайнего Севера и Дальнего Востока. Не последнюю роль здесь играют социальные гарантии северянам со стороны государства. Во время недавней поездки в Мурманскую область мне не раз приходилось слышать сетования на то, что платежи за квартиру запредельные, зарплаты не выше, а порой и ниже, чем в среднем по стране, и совершенно не понятно, чего ради жить в таких суровых климатических условиях. Кто-то уезжает с Севера, а кто-то пока колеблется. Не планируются ли какие-то дополнительные льготы для жителей «экстремальных» регионов в сфере ЖКХ?
– Да, перед государством стоит задача не только сохранить численность населения на севере и востоке страны, но и приумножить его. Надо, чтобы люди укоренялись там, не чувствовали себя временщиками. Сегодня уже действует целый комплекс льгот и субсидий для северян. Но, пожалуй, соглашусь с вами, что надо подойти более внимательно к этому вопросу. Возможно, в отдельных регионах должны быть предприняты дополнительные меры.
– Вернёмся в Москву, которую вы представляете в Совете Федерации. Как, на ваш взгляд, зарекомендовали себя ТСЖ на примере столицы?
– В Москве 32 тысячи домов. Более чем в трети из них жильцы создали ТСЖ. И в большинстве своём не желают возвращаться к старому. Настоящая прогрессивная форма управления. Там, где избран толковый председатель, где жители активно участвуют в работе товарищества, – сплошная красота: цветы в подъездах, консьержки, благоустроенные дворы.
Другой вопрос, что далеко не все эти организации были созданы так, как положено, на общем собрании жильцов. Есть и «нарисованные», существующие скорее на бумаге, чем на самом деле. С этим, конечно, надо бороться. Более того, кое-кто быстро сообразил, что, работая с ТСЖ, можно очень неплохо погреть руки, навязать товариществу невыгодные контракты, а то и попросту обмануть.
Поэтому к выбору председателя жителям надо подходить очень серьёзно. Мало того, что это должны быть люди с незапятнанной репутацией. Успешно руководить ТСЖ могут только люди, которые обладают фундаментальными экономическими и юридическими знаниями. Сейчас издаётся журнал, который так и называется – «Председатель ТСЖ». Никогда не думал, что он может быть таким интересным. Профессионалы делятся опытом и знаниями, как надо организовывать эту работу. Проблема как раз в том, чтобы подтянуть всех председателей до уровня передовых.
– С какими проблемами приходится сталкиваться жителям при создании ТСЖ?
– Известны примеры, когда застройщик, сдавая новый дом, пытается навязать вселяющимся жильцам управляющую компанию. Как правило, эти компании самим же застройщиком и организованы. Если при этом люди пытаются возразить, что это их право, создать ТСЖ, а потом уже на общем собрании решить, с какой организацией заключить договор, их начинают шантажировать: а мы вам не дадим ключи, а мы вам отключим воду и всё в таком роде. То есть застройщики стараются заставить жителей пойти под монополистов, которые будут диктовать им свои условия. С такими проявлениями надо решительно бороться. Не хватает собственной настойчивости, надо привлекать правоохранительные органы.
Приведу конкретный пример. Обращается ко мне один москвич. Он купил квартиру, а вселился в неё через полтора года. Управляющая компания, которую он не выбирал, заявляет ему, что он должен оплатить коммунальные платежи за полтора года. «Но ведь я не жил здесь, ни водой, ни светом не пользовался?» – возмущается житель. «А не заплатите – не дадим брелоки от подземного гаража». Вот и весть сказ. Это при том, что человек имеет право собственности на гараж.
Я тут же пишу письмо прокурору о том, что нарушаются права жителя. Так вот, достаточно было одного звонка прокурора в управляющую компанию, как все «недоразумения» были улажены. Брелоки отдали, квартплату пересчитали. Так что негодяев надо лечить всеми законными способами.
А разного рода «фокусов», которые и не снились нашим мудрецам, в этой сфере много. Иногда и сами ТСЖ ведут себя не лучшим образом. Например, перегораживают часть улицы, чтобы сделать там стоянку для машин. В таких случаях активно, с напором должна вмешаться земельная инспекция.
– Было много надежд, связанных с программой по сносу ветхого жилья в Москве, можно ли сказать, что они оправдались?
– Это одна из первых мощных программ такого рода как в столице, так и во всей России. И моё личное мнение как жителя, как представителя Москвы в Совете Федерации – это великая программа, её величие мы не до конца оценили. Она сравнима с программой строительства в хрущёвские времена, когда из подвалов, из бараков вытаскивали людей, которые получали комфортное по тем временам жильё. Сейчас эти «хрущёвки» отслужили по два срока и более. Некоторые из них не только неудобны для проживания, но и опасны для жизни.
Выполнение программы началось в конце 90-х годов. Сейчас в трёх округах Москвы вопрос полностью решён, построены новые дома взамен снесённых. В следующем году ещё четыре округа выполнят всё, что было намечено, и к 2013 году программа будет выполнена полностью.
Об успешности этой программы говорит такой факт. В конце 90-х, когда мы только начинали работу по сносу ветхого жилья, у многих наши действия вызывали недоверие. «Знаю я вас, всё равно обманете, – примерно такая была реакция некоторых жителей, – зачем мне куда-то переезжать, мне и здесь неплохо живётся…»
Сейчас ситуация изменилась с точностью до наоборот. Люди видят, что их соседи переехали, значительно улучшив жилищные условия. За каждый метр снесённого жилья они получили в среднем 1,7 метра в новостройке. При этом в основном людей расселили в том же районе, где они жили.
И теперь к московскому правительству другие претензии: а почему вы не сносите мою пятиэтажку, почему откладываете «в конец» программы?
Я немало езжу по регионам, однако нигде не слышал о сносе пятиэтажек. Есть программы сноса ветхого жилья. Но там, как правило, речь идёт о сносе домов и бараков, которые вот-вот превратятся в труху…
Уже принято решение о том, что в дальнейшем программа по сносу так называемого некомфортного жилья будет развиваться. Со временем настанет очередь домов более высокой этажности.
Если говорить о федеральном уровне, снос ветхого жилья стал возможен благодаря Фонду содействия ЖКХ, возникшему, как я уже сказал, по инициативе Владимира Путина. А в Москве «мотором» великого переселения из хрущёвок стал Юрий Лужков. Это изначально была его идея. Он постоянно держит на контроле этот процесс. Мы оцениваем деятельность Юрия Михайловича по таким вехам, как реконструкция МКАД, стадиона «Лужники», строительство Третьего транспортного кольца, восстановление храма Христа Спасителя. И на этом фоне тот размах, с которым ведётся обновление жилого фонда столицы, не всеми оценивается по достоинству.
Я уверен, что, несмотря на кризис, всё намеченное в рамках программы будет выполнено.
Беседовал