Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 августа 2015 г.
  4. № 32 (6520) (05.08.2015)
Искусство

От Достоевского до Макаренко

05 августа 2015

Нынешний год стал для художника Бориса Страхова более чем плодотворным. В самом его начале в Доме журналиста прошла выставка иллюстраций к «Запискам из мёртвого дома» Ф.М. Достоевского – 25 графических работ: 12 портретов, 12 сюжетных зарисовок и портрет Ф.М. Достоевского. Позднее – выставка «Художник и книга» на Кузнецком Мосту: 4 акварели к «Эфиопике» Гелиодора и графические работы к «Афганским рассказам» О. Эрберга.

«Записки из мёртвого дома» Ф.М. Достоевского – роман совсем не лёгкий, и кажется, иллюстрации к нему вряд ли принесут праздник. Однако настроение после выставки скорее радостно-взволнованное. Покидая небольшой зал, на темных деревянных панелях которого размещены работы, не чувствуешь на себе тяжёлых прощальных взглядов давно знакомых персонажей, потому что поглощён собственными эмоциями. Здесь и облегчение (слава богу, что эти боль, отчаяние, страх и ненависть ограничены стенами острога), и недоумение (давно не перечитывала, а почти все персонажи вспомнились – может, не по именам, но по характерам точно, а сюжетные зарисовки вызвали в памяти чётко отражённые эпизоды литературного произведения), и восхищение мастером (как с помощью всего двух красок и нескольких штрихов можно создать такое?).

Мастерская художника – в полуподвале жилого дома послевоенной постройки в Сокольниках.

Портретист Борис Борисович незаурядный, замечательный, блестящий. Его герои и героини красивы, сильны духом, с яркой индивидуальностью, умны, интеллигентны. И удивительно живые. Непостижимым образом, только своим мастерством, с помощью каких-то только ему известных приёмов, автор создаёт живой образ героя, который замер всего на миг и сейчас встанет, заговорит с тобой или расскажет историю, которая, конечно, будет захватывающей…

Справа при входе в небольшую комнату высоко на стене висит портрет Клавдии Торбеевой, актрисы Московского камерного театра (1961 г.), в платье тёмно-голубого цвета. Она только что вышла со сцены, присела отдохнуть перед следующим выходом и с немного усталой улыбкой встречает взглядом пришедших в гости к художнику.

В комнате – несколько мужских портретов, пронизанных солнечным светом, дающих ощущение радости, вызывающих улыбку: портреты историка и писателя Натана Эйдельмана (2010 г.), портрет члена-корреспондента АН СССР археолога С.В. Киселёва (1990 г.), отца художника (1964 г.).

На стуле у окна расположился, наверное, единственный написанный художником натюрморт – в приглушенных тонах осеннего тёплого вечера, с прекрасно продуманной композицией.

Напротив – старец Сиверс (1992). У него красивые руки, мягкая ухоженная борода, выделяющаяся на фоне темной рясы. Молодые, яркие серые глаза смотрят из глубины мудрой, многое знающей и понимающей чистой и сильной души.

Рядом – большой портрет старшего сына с великолепной немецкой овчаркой.

Перекрывая вход в соседнюю, совсем маленькую комнату, стоит огромный неоконченный портрет Петра Столыпина. Что бы ни говорили о нем тогда и теперь, этот совсем нестарый человек знал, что делает, и был уверен, что прав.

В соседней комнатке в больших картонных папках хранятся настоящие сокровища – графические работы художника к разным литературным произведениям. Здесь иллюстрации к «Педагогической поэме» А.С. Макаренко, «Крошке Цахес» Э.Т.А. Гофмана, к повестям о Гражданской войне и революции, «Известия», «Афганским рассказам» О. Эрберга, «Эфиопике» Гелиодора. Всего художник оформил и проиллюстрировал более двухсот книг.

Оформление книги – особый жанр изобразительного искусства. Образ книги можно создать при помощи только шрифта, расположения текста на странице и обложки, а иллюстрации создают зримую сторону текста, дополняют его, показывают читателю характеры героев, их быт и окружение, и читатель становится участником описываемых событий.

Иллюстрации Страхова выполнены в разной технике: тушь – фломастер – кисть, тушь – специальный инструмент («поскребушки», как называет он их сам), тушь–кисть–перо, тушь–кисть – разные по стилю и манере исполнения, они объединены необыкновенным эмоциональным накалом, органичной связью с текстом, эффектом присутствия.

Иллюстрации к античному роману Гелиодора «Эфиопика» выполнены акварелью. С помощью этой техники удалось создать убедительный и гармоничный образ романа, на протяжении многих сотен лет не теряющего интереса читателей благодаря ярким описаниям и своеобразному стилю; красочно и детально, сохраняя стилистику текста, изобразить битвы и бури, зрелища и пиры, похищения и встречи, испытания и искушения, составляющие сюжет о странствиях и приключениях молодых влюблённых. Как жаль, что издание, для которого были заказаны эти иллюстрации, так и не вышло…

В своих работах художник точен и лаконичен, отображая краткий миг из жизни героев, замечательный в своей простоте и повседневности, позволяющий увидеть мир таким, каким он должен быть. Совершенно правильно считают его друзья: от знакомства с его живописью люди становятся другими – чище, здоровее, возвышеннее. И хорошо, что хотя бы иногда его работы показывают широкому зрителю.

Светлана СЕННИКОВА

Тэги: Живопись Скульптура
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Лучше быть реалистом, чем импрессионистом»

    09.07.2024
  • «Живого Есенина» установят в Москве

    03.10.2022
  • Передвижники в Твери

    17.05.2022
  • Разнообразие и красота

    06.01.2022
  • Художники космической стихии

    09.11.2021
  • QR-квадрат

    53 голосов
  • Директора приходят и уходят – Третьяковка остаётся

    50 голосов
  • Кукиш в Манеже

    41 голосов
  • Русский француз

    39 голосов
  • Разоблачение века

    38 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS