ДАТА
В Литературном музее открылась выставка «Неистовый Корней», посвящённая 125-летию Чуковского. Как выяснилось, «за истекший период» автор «Бибигона» порядком подрос и из детского писателя превратился во взрослого.
Вообще-то Неистовым называют вовсе не нашего Корнея, а французского. Так ещё при жизни именовали Пьера Корнеля – поэта, драматурга, философа, создателя национального языка и театра. Он тем заслужил своё великолепное прозвище, что не укладывался в рамки конкретного жанра и какой-то одной национальной культуры. Подобное место занимает Корней Иванович Чуковский в культуре русской, и не только на взгляд организаторов юбилейных торжеств. Ещё в 1962 году Оксфордский университет удостоил писателя степени почётного доктора литературы. Но европейское признание заслуг Корнея Ивановича в истории словесности, филологии и психологии детства не изменили ситуации. На родине Чуковский-учёный почти неизвестен, и из его литературоведческих штудий до широкой аудитории дошли разве что монография о Некрасове – любимом поэте Корнея Ивановича, изучению которого он посвятил 40 лет жизни, да книга «От двух до пяти». Воистину народная, при жизни писателя она выдержала 14 изданий и не только разошлась на афоризмы, но и породила мощное движение в отечественной педагогике и детской психологии.
Первое собрание сочинений Чуковского вышло только в середине 60-х. Заключительный, 6-й, том писатель получил за несколько дней до смерти. Насколько оно было полным, можно судить по тому факту, что седьмая книжка этого издания, о которой мечтал Корней Иванович, так и не увидела свет. В неё входили программные критические статьи. Такая же судьба постигла другое произведение – автобиографический семейный альбом «Чукоккала», который Самуил Маршак метко назвал «литературным музеем». С 1965 года писатель готовил альманах к изданию, но цензурные изъятия были таковы, что он прекратил эту работу. Впервые и со значительными купюрами «Чукоккала» увидела свет лишь в 1979 году.
Лёд тронулся только после перестройки. Стараниями дочери и внучки писателя, Лидии Корнеевны и Елены Цезаревны, значительная часть наследия Чуковского была опубликована. В минувшем году издательство «Русский путь» выпустило полное издание «Чукоккалы», началась подготовка собрания сочинений в 15 томах. Но о жизни Корнея Ивановича и его роли в литературном процессе 1910–1960-х годов по-прежнему известно немного. Выставка «Неистовый Корней» в Литературном музее заполняет эти лакуны. Здесь представлены ранее не опубликованные материалы о литературной и общественной атмосфере минувшего столетия и личность самого Чуковского – писателя и критика, просветителя и «первооткрывателя» известных литературных имён от Ольги Берггольц до Галича и Солженицына, и просто большого человека, «всесоюзного дедушки», адресата миллионов писем детей и взрослых со всех концов СССР.
Нынешний юбилей двойной для Чуковских: 125-летие отца совпало со 100-летием дочери, и отдельная экспозиция посвящена Лидии Корнеевне Чуковской.
«Где бы я ни очутился, я, ни минуты не медля, прямо с парохода или с поезда бежал к детворе – в детский сад или в детский дом», – писал Чуковский в «От двух до пяти». Общение с этой аудиторией, наблюдение за ней, стремление её понять и объяснить было не только профессиональной необходимостью, но и человеческой потребностью Корнея Ивановича. Ещё одной темой выставки станет интерактивная программа для детей. 14 апреля она стартует Детским вернисажем выставки, в ходе которого маленькие посетители не только познакомятся с экспонатами, но и будут рисовать, читать стихи, петь. Ведь, как справедливо заметила одна маленькая приятельница писателя, его книги «можно все протанцевать».