4 декабря 1948 г. Государственным комитетом Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство было зарегистрировано изобретение под номером 10475 – цифровая электронная вычислительная машина. В этот день в России традиционно отмечается День информатики – науки о способах сбора, хранения, обработки и предоставления информации с помощью компьютерной техники. Долго казалось, что это изобретение для бухгалтеров и математиков. Но после споров и сомнений компьютер стал неотъемлемой частью жизни миллиардов людей, далёких от техники. Сегодня и творческие работники без «мыслящей машины» жизни не мыслят. Поэтому мы попросили писателей из разных регионов России ответить на два простых вопроса:
1. Когда в вашу жизнь вошёл компьютер и что изменилось с его появлением?
2. Как ПК повлиял на ваше творчество?
Лада ПУЗЫРЕВСКАЯ, поэт, НОВОСИБИРСК
1. С компьютером познакомилась смешно. Год был примерно 1996-й, и меня отправили в командировку в новокузнецкий филиал компании, где я тогда работала. Среди прочих задач было «скопировать все файлы», а я компьютера ещё ни разу вблизи не видела. Что делать? Купила книжку по азам, в поезде за ночь прочитала, в итоге файлы всё же скопировала. Первым плюсом волшебной машины стала возможность не ходить на почту, а чудом – переписываться с любой точкой мира в реальном времени. Жизнь стала многоголосой. Со временем начала читать то, чего раньше было не найти. А дальше в компьютер постепенно перешло всё – фотографии, стихи, работа. И если вдруг случится пожар, а вынести можно только одну вещь, то это будет ультрабук.
2. Я не писала к тому времени лет десять, так бывает. А тут издали книжку моих ранних стихов, и уже не помню кто, начитавшись, посоветовал пойти в интернет «поискать своих поэтов». Ну, я и пошла. Помню, как читала запоем, и счастью не было предела – вечно занятая, я к тому времени уже и не надеялась найти столько жизненно важных вещей – стихов то есть. А потом, как будто кнопку нажали, – и стихи снова стали постоянным шумом в голове, и так с тех пор и не заканчивались. А ещё они изменились – монитор дал объём, которого на бумаге не было, и мне, безнадёжному визуалу, его-то, видимо, и не хватало. При свете лучше видно – и неизбежные на определённом этапе самомнения ляпы, и самодовольные банальности, и много чего. Экран дисциплинирует форму, кто бы там тебе чего ни «надиктовал», а своим глазам не верить трудно. Стихи стали писаться быстрее, но реже, потому что и необязательное видишь сразу – и бросаешь…
Александр ХАБАРОВ, поэт, МОСКВА
1. Компьютером пользуюсь с 1996 года. Интернетом – с 1997-го. С появлением ПК изменилось многое. Расширились возможности правки текста. Приятно было распечатать стихотворение или главу целиком, всё высмотреть, найти недочёты... С включением интернета абсолютно перестало интересовать ТВ – можно сказать, что с 1997 года я его не смотрю. Разве что прямые трансляции хорошего футбола. Зато заново освоил эпистолярный жанр, плавно перетекающий в диалог в реальном времени. В самом деле: посылаешь письмо другу в Бостон, прикрепляешь стих, фото... А через пару часов получаешь ответ.
2. Странное дело: правка стала удобнее, но намного строже. Стихи стал писать медленнее. Зато с развитием соцсетей получил возможность выкладывать стихи на всеобщее прочтение с комментариями. Также стимулирует творчество общение в реальном времени с собратьями по перу – с поэтами, критиками. Именно на Фейсбуке, например, я подружился с Максимом Кантором, а меньше чем через год мы уже встретились в реале – в редакции журнала «Москва». Наилучшими (для себя) и просто очень удобными ресурсами интернета считаю сайты «Литературной газеты» и Сретенского монастыря.
Виктор ГЕРАСИН, прозаик, Тамбовская обл.
1. Компьютер? Можно сказать, недавно, всего-то четыре года. При нынешнем писательском «безрыбье» (почти нет издательского улова) комп предоставил возможность хоть виртуально, но вволю «похлебать ухи». Стало легко видеть плоды своего сочинительства. То всё в папках да в столах лежало, ждало своего святого часа, а тут вдруг выложилось на литературных сайтах, где самому себя видно, все огрехи воочию открываются, где читатели заходят, отзывы оставляют. Появилась интерактивная связь со всем миром. Не скажу, что есть успехи публикаций на бумаге, процесс этот затухает, да и полутысячные тиражи не набирают и тысячи читателей. А в «Библиотеке Мошкова», например, за неполных два года около тридцати тысяч посещений. Пусть не всё читают, но... что-то читают. Думаю, мне повезло с литературоведом. За три года С. Демченко (г. Львов) изучила моё «наследие» так (и, видно, оно легло ей на душу), что издала по моим сочинениям две книги. Это редкость по нынешним временам, чтобы литературовед с Украины нашёл писателя из Тамбова и так вот увлёкся его творчеством. Бесконечно благодарен С. Демченко. Не будь у меня компьютера – ничего этого бы не было, всё лежало бы в столе. А я глядел бы в тёмный угол избы и мечтал, когда меня напечатают. За компьютеризацией всего литературного процесса прямое будущее.
2. Комп активизировал меня. С ним гораздо легче работать. То, бывало, на бумаге накарябаешь, так что и сам себя не прочитаешь, а затем на машинке стучишь... Ошибся, не понравилась фраза – закладывай новый лист и начинай сначала. На компе фразу можно и растянуть, и сжать, и переставить, и ещё десяток раз вернуться, перечитать, перегруппировать. Удобно! Если бы в начале моего сочинительства я имел компьютер, то, наверное, был бы более плодовит.