Раскинувшийся между Арбатом и Пречистенкой Староконюшенный переулок – память о существовавшей здесь в XVI–XVII веках Старой государевой Конюшенной слободе – сохранил в своём пространстве немало архитектурных памятников. По большей части они относятся к эклектике, модерну, а также к советскому периоду.
Одно из таких зданий (под № 23) имеет типичную для нашего города историю.
Изначально на этом месте располагалась обширная усадьба князя Несвицкого. Затем участок был разделён сразу на несколько долей, и одна из них досталась Марии Александровне Лопухиной, супруге гвардии прапорщика, – сначала в аренду, а потом и в полную собственность. Но возведённые при ней деревянные усадебные постройки благополучно сгорели в пламени пожара двенадцатого года.
В дальнейшем владельцев здесь поменялось довольно много, причём среди них оказалось ещё два прапорщика. С 1868 по 1887 год усадьба принадлежала надворному советнику А.Г. Арбузову, который поставил здесь двухэтажное деревянное на каменном фундаменте здание и такой же флигель. В последнем в 1860 х годах жил археограф В.И. Холмогоров, автор трудов по истории Москвы и Подмосковья.
Существенного же строительства на участке не велось вплоть до 1898 года, когда его приобрёл потомственный почётный гражданин Николай Иванович Казаков. Первоначально вместе со своим отцом, Иваном Ивановичем Казаковым, он был приписан к первой гильдии купечества. Оба занимались чаеторговлей и одновременно вели «комиссионные дела в Гостином Дворе». Кстати, Казаковых связывали родственные отношения с другими известными торговцами чаем – купцами Перловыми.
Как раз к 1898 году Н.И. Казаков стал самостоятельным хозяином со своим капиталом.
По его прошению в городскую управу от 19 мая того года была снесена вся предыдущая застройка купленной им усадьбы, кроме флигеля (ныне существующее строение 2) и небольшой деревянной сторожки у ворот. Новый же основательный проект заказали выпускнику Московского училища живописи, ваяния и зодчества, штатному участковому архитектору при управе Карлу Карловичу Гиппиусу, тому самому, что оформил в необычном китайском стиле фасад «Чайного дома» на Мясницкой улице, которым владел Сергей Васильевич Перлов, глава товарищества «С.В. Перлов и Ко».
Особняк в Староконюшенном Гиппиус также стилизовал во франко-бельгийском варианте модерна, называемом иначе ар-нуво. Ему присущи плавные линии, наличие цветочных и растительных орнаментов, а также один из самых узнаваемых элементов данного стиля – женские маскароны.
Протяжённый уличный фасад украшен довольно скромно, хотя и с долей изысканности: горизонтальная рустовка, ярко выраженные оконные наличники, лепной фриз и уже упомянутые маскароны (Лорелеи).
Невозможно не обратить внимания на ложный эркер в центральной части фасада с полукруглой нишей, которую украшает композиция в виде девичьей головки и тщательнейшим образом исполненного цветка ириса.
А место прямо под эркером занимают две симметричные парадные двери, над которыми нависают нарядно оформленные металлические козырьки.
В декоре здания широко использованы наряду с элементами модерна элементы классицизма и барокко.
Внутреннее пространство особняка изначально было разбито на две квартиры, одна из которых – на первом этаже – предназначалась для проживания семьи самого Н.И. Казакова, а вторую готовили для сдачи богатым арендаторам. Потолки всех комнат отделывались богатой лепниной, полы набирались из дубового паркета, двери и рамы – сосновые, окрашенные.
Оба этажа соединялись каменной лестницей (её ограждения несли орнамент в виде цветков чертополоха), а с первого этажа, кроме того, вела деревянная лестница в подвал, устланный полами из асфальта и метлахской плитки. Здесь, посередине, разместили сразу три кухни с печами: одной железной, двумя изразцовыми и одной русской с очагом. В правой части подвала находились помещения для прислуги и дворника, в левой – кладовые и отопительный котёл.
И вообще, дом был оборудован по последнему слову тогдашней техники: кроме водяного отопления присутствовало электричество, водопровод и канализация (ватерклозеты, ванны). И всё это было проведено также в деревянный жилой флигель, где, помимо прочего, находилась общедомовая прачечная.
В сдаваемой хозяином квартире в разное время обитали вдова купца Давида Абрамовича Морозова Елизавета Павловна (урождённая Сорокоумовская), а затем промышленник и банкир Николай Александрович Второв, который из этих стен переехал в свой новый дом на Спасопесковской площади, 10, больше известный в наши дни как Спасо-хаус (резиденция посла США в России).
Накануне Февральской революции 1917 года жена Н.И. Казакова Надежда Петровна удачно продала своё владение голландской подданной Эмилии Конрадовне Пельтцер, жене врача Фридриха Оскаровича Пельтцера. Но уже через несколько месяцев новые, большевистские власти особняк национализировали, и с 1918 го сюда стали подселять жильцов, в том числе приезжавших в Москву командированных.
А в 1925 году после отъезда семьи Пельтцеров в Нидерланды комплекс зданий переходит в ведение Бюробина (Центрального бюро по обслуживанию иностранцев в Москве) при Наркомате иностранных дел, и здесь начинают размещаться дипломатические представительства.
Преемником Бюробина с 1950 х годов становится Управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД СССР (теперь ГлавУпДК при МИД России). В 1960 году домовладение со стороны двора обогатилось ещё одной, трёхэтажной пристройкой.
История дома связана и с именем легендарного Гленна Гульда (1932–1982) – известного канадского пианиста, одного из лучших интерпретаторов творчества И.С. Баха. Будучи в 1957 году на гастролях в Советском Союзе, Гульд посетил дипмиссию своей страны. До недавнего момента в резиденции посла на верхнем этаже стоял рояль, на котором музыкант играл в день своего визита сюда.
Несмотря на прошедшее время, в особняке удалось сохранить уникальную расстекловку и большую часть изящного внутреннего убранства.
ГлавУпДК продолжает поддерживать достойный вид строения, сохраняя столичные архитектурные памятники.