XII Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна» прошёл в музее-усадьбе А.П. Чехова в подмосковном Мелихове при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Союза театральных деятелей РФ и Министерства культуры Московской области.
В чём секрет придуманного доктором Чеховым лекарства для души, которое до сих пор врачует наши души? Возможность разгадать пропорции и составляющие этого снадобья, поделиться своими находками ежегодно влечёт театральные труппы в подмосковное Мелихово, в место, где была написана его легендарная «Чайка», без которой не обходится ни один фестивальный сезон.
Открывая фестиваль, министр культуры Подмосковья Галина Ратникова отметила, что уже второе десятилетие этот театральный форум неизменно собирает известные российские и зарубежные театры. Однако цифра перед названием нынешнего фестиваля отсчитывает вехи его жизни только в качестве международного. А самой традиции ставить чеховские спектакли в интерьере мелиховской усадьбы без малого тридцать лет. В 1982 году директор–основатель чеховского музея, фронтовик, художник и писатель Юрий Авдеев предложил режиссёру Владимиру Пахомову, только что возглавившему Липецкий академический театр драмы им. Л.Н. Толстого, поставить в усадьбе, на пленэре, спектакль. И, конечно, первой сыгранной в Мелихове пьесой стала «Чайка». С тех пор липецкий театр стал постоянным гостем мелиховской театральной площадки.
Год за годом география коллективов, участвовавших в театральной программе, расширялась. Постепенно к фестивалю присоединились Москва и Санкт-Петербург, а потом стали приезжать театральные коллективы из ближнего и дальнего зарубежья. В этом году свои размышления на чеховскую тему представили театры из Словении, Украины, Польши, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Омска и, конечно, Липецка. Уже несколько лет, как ушёл из жизни Владимир Пахомов, но заданный им тон по-прежнему звучит в театральных постановках. В этом году Липецкий театр драмы привёз спектакль «Моя жизнь» режиссёра Сергея Бобровского, гармонично вписавшийся в миниатюрные мелиховские интерьеры, в которых зрители максимально приближены к актёрам.
За прошедшие годы Мелихово видело много разных прочтений творчества Чехова – от классических постановок до авангардных версий. В этом и состоит основное достоинство фестиваля – в возможности показать своё видение Чехова. Для мелиховского фестиваля современность стала одним из основных критериев при отборе спектаклей. Главное – не утратить чувство меры. Других ограничений нет. Даже формат представляемых спектаклей, ограниченный раньше небольшими размерами помещений усадьбы, перестал играть серьёзную роль после того, как близлежащие Серпухов и Чехов предоставили для проведения фестиваля свои театральные площадки. Поэтому теперь в программе фестиваля можно увидеть не только камерные спектакли, но и широкомасштабные инсценировки.
В чём секрет непреходящей актуальности чеховских сюжетов? Актуальности не только вневременной, но и межграничной. Объединяющая сила чеховских произведений способна сделать больше, чем усилия профессиональных политиков. Его гостеприимный, как и прежде, дом собирает заслуженных режиссёров и юные дарования, маститые театры и молодые коллективы, для которых участие в фестивале – дебют, как, например, для Омского театра имени М.А. Ульянова. И неудивительным в этой связи становится участие в фестивальной программе этого года театральных коллективов из Польши, Украины и Словении, которые вместе со своими российскими коллегами пытаются найти между строк чеховских произведений ответ на вечный вопрос: «Как прожить эту жизнь до конца достойно, честно и с умом?»