Одна из участниц Грушинского фестиваля Ирина Сурина – фолк-певица со своеобразной манерой пения. Начала учиться музыке в Московской музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки. Получила профессиональное образование в музыкальном училище как вокалистка. По окончании училища в 1989 году стала солисткой в уже известной тогда первой российской кантри-группе «Кукуруза», в составе которой неоднократно гастролировала по многим городам бывшего СССР, Чехословакии и Польши. В 2000-м Ирина покидает «Кукурузу» и собирает свой коллектив. В настоящее время с успехом работает со своей сольной программой на различных сценических площадках.
– С чего всё началось?
– Началось всё с детского сада, где меня заметила музыкальный преподаватель и отвела на прослушивание в Музыкальную школу им. Гнесиных. Я отучилась девять лет в этой замечательной школе по классу скрипки, потом поступила в Электростальское музыкальное училище на оркестровое отделение. К сожалению, скрипка не вызывала во мне страстного желания заниматься много часов подряд, поэтому я пошла по самому лёгкому и приятному для меня пути – перевелась на вокальное отделение. Петь я умела и любила с детства. По окончании училища собиралась поступать на отделение музыкальной комедии в ГИТИС, если бы не случай, который привёл меня в группу «Кукуруза».
– Что это за случай?
– Всё очень просто: со мной вместе учился родной брат одного из лидеров этого коллектива. Он просто спросил меня: знаю ли я что-нибудь о «Кукурузе»? Я ответила утвердительно (ведь «Кукурузу» тогда много показывали по телевидению), и тогда он дал мне телефон своего брата. Я позвонила в этот же день, и мне было предложено приехать к ним на репетицию. На самом деле это оказалось настоящим прослушиванием. В результате я выиграла свой первый настоящий конкурс.
– Расскажите немножко о «Кукурузе».
– Группа была создана в конце 70-х годов студентами-энтузиастами из разных вузов, которые любили кантри-музыку. Успел там отметиться в своё время и Дима Дибров, правда, это было задолго до моего прихода в коллектив. Популярность им принесли песни Григория Гладкова. Естественно, не могло обойтись и без англоязычного репертуара. С моим приходом стало появляться всё больше песен на русском языке – как авторских, так и народных. В 1991 году мы впервые выехали на гастроли в США и там же записали свой первый альбом. Потом было ещё два американских альбома. Выступали на очень разных площадках: большие концертные залы и фестивали на открытом воздухе, клубы. Мы имели возможность учиться, общаясь с самыми замечательными музыкантами Америки. Закончилась наша американская история более чем банально – не сложились отношения с новым американским продюсером.
– И что же случилось дальше?
– В 1994 году, уже в России, группу покинул лидер и основатель «Кукурузы» Андрей Шепелёв. С его уходом начала меняться и музыка, которую мы исполняли. Стало потихоньку уходить творчество, а пришло клубное зарабатывание денег. Постепенно ушли ещё два музыканта, а в 2000 году оставила группу и я. Сначала собрала свой коллектив, проработала с ним три года. Но это оказалось сложнее, чем я предполагала. И спустя какое-то время стала выступать одна, параллельно собирая материал для сольного альбома. Стала петь городской романс, который мне нравился уже давно. Обратилась и к классике отечественной эстрады 40–50-х годов. Однако продолжаю петь и в кантри-стиле – от этого мне уже никуда не деться.
Полтора года назад судьба свела меня с московской поэтессой Еленой Исаевой, и у меня появилась ещё одна возможность проявить себя: на её стихи был написан цикл песен, который мы назвали «Песни взрослых девочек». С этой программой выступали в ЦДРИ, ЦДЛ, ЦДЖ. Показали её в Самаре. Почти готов альбом, надеюсь, выйдет осенью.
– Как вы попали на Грушинский фестиваль?
– Я никогда не считала себя бардом, так как не писала стихов и музыку к ним. Но очень многие мои друзья-музыканты (далеко не барды тоже), однажды съездив туда сами, советовали и мне совершить такое «паломничество». Ведь это здорово, когда есть возможность выступить перед огромной аудиторией. Три года назад я приехала на этот замечательный фестиваль. И ни разу не пожалела об этом. Несмотря на то что петь там приходится в течение трёх-четырёх дней почти без перерыва! Есть для кого!
– И всё-таки: какой песенный жанр вам ближе?
– Я не могу ответить на этот вопрос однозначно. Нравятся и кантри-музыка, и романс, и просто авторская песня. Ведь главное не жанр, в котором ты поёшь, а сама песня!
Беседу вела