Можно ли обучиться высоким технологиям, не отходя от домашнего компьютера?
Сегодня из 1,2 миллиона инвалидов, проживающих в столице, около 236 тысяч – трудоспособного возраста. Многие из них мечтают получить профессию, трудиться и вести активный образ жизни. Какие возможности предоставляет им для этого столица? Об этом мы беседуем с руководителем Департамента труда и занятости населения города Москвы Олегом НЕТЕРЕБСКИМ.
– Найти работу инвалиду в нашем городе гораздо проще, чем в любом другом субъекте Российской Федерации. Политика правительства Москвы – обеспечить людям с ограниченными возможностями социальные гарантии трудоустройства и полноценной интеграции в общественную жизнь.
Конечно, скажу честно, сделано ещё далеко не всё. Но ведь для того и создан наш департамент, чтобы содействовать поиску работы, в том числе и самым незащищённым категориям граждан. Соискатели с ограниченными возможностями внесены в особую базу данных. Специалисты службы занятости населения подбирают им подходящее рабочее место в строгом соответствии с рекомендациями, содержащимися в «Индивидуальной программе реабилитации инвалида», разработанной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы по месту регистрации гражданина. Мы также ведём обучение и переобучение обратившихся к нам граждан. За девять месяцев этого года трудоустроили 300 человек на различные предприятия, применяющие труд инвалидов, с сокращённым рабочим днём, с учётом медицинских рекомендаций. Ещё более 800 инвалидов по зрению в сентябре были трудоустроены в городской сервисный центр на Огородном проезде. Там люди находятся в своей среде, общаются.
Все средства, выделенные из бюджета текущего года на создание и сохранение рабочих мест в рамках квотирования, расходуются только на граждан с инвалидностью в соответствии с программой «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007–2009 годы и постановлением правительства Москвы «О Годе равных возможностей в городе Москве и стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года». Согласно этим двум документам в столице должны появиться 1300 дополнительных рабочих мест для инвалидов, а 200 уже существующих на специализированных предприятиях будут модернизироваться. Кроме того, 35 тысяч инвалидов трудятся на квотируемых рабочих местах.
– Сколько новых рабочих мест уже создано?
– Я уже говорил, что мы создали первое современное предприятие – так называемый колл-центр (от английского слова call – «звонок»), на котором работают незрячие и слабовидящие люди. Инициатором выступила первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы Людмила Ивановна Швецова, а открывал центр мэр Москвы Юрий Лужков. Возникновение колл-центра – это результат сотрудничества социально ответственного бизнеса с московским правительством, с нашим департаментом. На базе ЗАО «Континент», ЗАО «ФинКомПром» и Товарищества «КоммуналСервис и Ко» создано и укомплектовано специализированными компьютерными комплексами 825 рабочих мест для инвалидов по зрению и 81 рабочее место для граждан, занимающихся их трудовой адаптацией. В состав рабочего места оператора входят современный компьютер, дисплей на основе метода Брайля, уникальное считывающее устройство, преобразующее плоскопечатный текст в звуковую информацию и помогающее оператору работать без посторонней помощи. Сотрудники центра будут принимать заказы от жителей на доставку различных товаров на дом, обрабатывать их. На очереди введение в скором времени ещё 1428 мест для незрячих, слабослышащих, колясочников. Планируется создание аналогичных центров для инвалидов в нескольких административных округах города Москвы. Наша задача – найти те ниши, где они могли бы быть востребованы. Это поле мы активно осваиваем.
– А как сотрудники колл-центра добираются до места работы?
– На станции метро их встречает сопровождающий, который помогает им дойти до специального автобуса, на нём их везут в колл-центр. Незрячим доступна вся инфраструктура центра благодаря направляющим дорожкам и световым маячкам. Душевые и туалетные комнаты также имеют специальное оборудование. Кроме того, на базе предприятия открыт Общественно-деловой центр инвалидов, в котором организованы учебные классы. Преподавательский состав, также инвалиды по зрению, обучают своих коллег, используя уникальные учебные пособия по освоению компьютера, специальные клавиатуры, брайлевские дисплеи. Штатные психологи помогают операторам-инвалидам выработать уверенность в себе, учат правилам и приёмам адаптации, тонкостям телефонного общения. В центре есть комната релаксации, спортивный зал, столовая, где одновременно могут обедать 300 человек, работает медицинский пункт. На базе центра совместно с департаментами социальной защиты и здравоохранения будут проводиться мероприятия по социальной адаптации работников центра, оздоровительные программы с привлечением медицинских и социальных реабилитологов, психологов, юристов. Добавлю, что организация одного рабочего места в центре обошлась городу более чем в 500 тысяч рублей.
– Олег Викторович, а как обстоят дела на других предприятиях, использующих труд инвалидов? Не могут ли работодатели первыми выставить их за дверь, дескать, кризис на дворе…
– Чтобы этого не произошло, ещё в 1997 году был принят Закон города Москвы «О квотировании рабочих мест», в его разработке я принимал участие. За эти годы он претерпел изменения – например, сузилось число предприятий. Теперь в квотировании принимают участие только фирмы, имеющие численность работников не менее 100 человек, а не 15, как раньше. Но суть его остаётся прежней: работодатель обязан 2% рабочих мест отдать инвалидам и 2% – молодёжи. Если вы этого не делаете – будьте добры заплатить добровольный взнос в рамках трёхстороннего соглашения. Средства уходят в бюджет города и аккумулируются на специальном бюджетном счёте. Оттуда они поступают в помощь тем предприятиям, которые хотят участвовать в квотировании, идут на организацию рабочих мест для инвалидов.
Сегодня в городе более семи тысяч организаций, подлежащих квотированию, на них работают примерно 32 тысячи инвалидов. Предприниматели, не выполнившие условия квотирования, перечислили более миллиарда рублей в городской бюджет. Работодатель обязан не только создавать рабочие места, но и сохранять их в течение полутора лет. Благодаря этому комплексу мер в последние восемь лет в городе создано, сохранено и модернизировано 5497 рабочих мест для инвалидов.
Работодатель не имеет права ухудшать положение инвалида на предприятии по сравнению с другими работниками. Для инвалидов I и II групп должна устанавливаться сокращённая продолжительность рабочего времени (не более 35 часов в неделю) с сохранением полной оплаты труда. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Они могут привлекаться к сверхурочной работе, работе в выходные дни и ночное время только с их согласия и при условии, что такой труд не запрещён им по медицинским показаниям. К сожалению, на многих предприятиях отсутствуют специальные парковки, пандусы, мало лифтов и подъёмников, дверные проёмы не предусмотрены для инвалидных колясок, не везде есть специальное сантехническое оборудование. Хотя мы стараемся контролировать ситуацию: приняли городскую программу по созданию доступной среды для инвалидов.
– Сложнее всего, наверное, молодым людям, впервые вышедшим на рынок труда. Ни профессии, ни опыта – тут и здоровый-то растеряется.
– Департамент постоянно занимается профессиональной подготовкой и переподготовкой, повышением квалификации инвалидов, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных. Мы подбираем специальность, учебное заведение, уделяем внимание профориентации. Соискатели вакансий могут обратиться в структурные подразделения департамента – ресурсные центры и информационно-консультационные отделы, где им помогут опытные консультанты, психологи.
Около сотни молодых людей с ограниченными возможностями сегодня уже учатся по специальностям оператор ЭВМ, секретарь-референт со знанием иностранного языка, менеджер продаж, компьютерный дизайнер, психолог, бухгалтер. Все эти профессии сейчас востребованы на рынке труда. Департамент в прошлом году разработал инфраструктуру дистанционного обучения, доступного через Интернет. Это учебные программы по таким нужным специальностям, как наладчик аппаратно-программного обеспечения, мастер по цифровой обработке информации, специалист-сметчик, сварщик, электрик и другие. В течение года технология дистанционного обучения специальности оператор ПЭВМ успешно прошла апробацию, и мы уже начали обучение по этой программе 30 молодых инвалидов в учебном центре «Профессионал».
– А что предусмотрено, например, для людей с синдромом Дауна? За рубежом они успешно учатся, работают, некоторые из них даже получают высшее образование…
– Тут всё зависит от рекомендаций, указанных в «Индивидуальной программе реабилитации инвалида». При выборе направления профессионального обучения мы учитываем интересы граждан, их способности, личностные особенности, состояние здоровья, имеющиеся профессиональные навыки, способность к усваиванию новых знаний. Психолог проведёт тестирование и поможет выбрать подходящую специальность. Трудоустройство и обучение инвалидов с синдромом Дауна зависит от степени выраженности заболевания. Как правило, они имеют вторую группу инвалидности и могут работать либо на дому, либо в специальных условиях не более 35 часов в неделю, выполняя несложную ручную работу с набором ограниченных манипуляций, – швеями, брошюровщиками, переплётчиками. Очень важна инициатива, которая исходит от родителей таких людей. Известен случай, когда мать просила устроить сына с синдромом Дауна на работу по изготовлению электроарматуры на одно из предприятий системы ВОИ, и его туда взяли.
– Многим незрячим людям или колясочникам трудно преодолевать малодоступную городскую среду. Есть ли у них шанс получить работу на дому?
– В последние годы помимо традиционного надомного труда развивается новое надомничество, в котором участвуют высококвалифицированные специалисты. Инвалид, не отходя от домашнего компьютера, может работать в области информационных технологий, быть программистом и разработчиком программного продукта, дизайнером, переводчиком, редактором, телефонным диспетчером и т.д. Переход на надомный труд – одна из тенденций развития бизнеса, в первую очередь потому, что он страхует предприятия от кадровой текучки, сезонных колебаний на рынке труда. Современные работодатели могут предложить рабочие места на дому в самом широком спектре – от маникюрши до делопроизводителя или бухгалтера. Это очень выгодно в условиях кризиса, поскольку позволяет экономить на организации рабочих мест в офисах. Надомный труд может стать палочкой-выручалочкой для тех, кого привлекают народное творчество и национальные промыслы, работа в детских садах семейного типа. Безработным инвалидам, желающим открыть собственное дело, мы оказываем финансовую помощь – компенсируем затраты на регистрацию предприятия.
– Пёстрыми заманчивыми объявлениями типа «Работа!» завешаны вагоны метро, их суют в руки шустрые студенты… Как уберечься от аферы?
– Прежде всего стоит запомнить: если с вас требуют деньги за содействие в трудоустройстве, заполнение анкеты или составление резюме, значит, это обман. Деньги взимаются только с работодателя и ни в коем случае не с соискателя. Это общемировые правила цивилизованного рынка труда. Я призываю всех, кто не хочет попасться на удочку аферистов, воспользоваться системой трудоустройства, созданной в нашем департаменте. Москва всегда помогает тем, кому трудно.