Мемуары иногда удивительнее любой фантастики и более захватывающие, нежели остросюжетный детектив. Именно из этой серии книга доктора медицинских наук, профессора, академика РАЕН Валерия Ивановича Муроха. Воспоминания тяжёлые – о военном детстве в оккупированном фашистами Минске. Когда начинаешь читать, даже не верится: неужели и вправду было? Было. Ещё как было…
Десятилетний Валера с матерью жили на улице Шорная: «Это была граница между мёртвыми и живыми. Мы с мамой жили на том берегу – возле черты. За нею начиналась смерть под названием гетто». Это было еврейское гетто. По ночам мальчик слышал стоны и крики узников, а прямо из окна видел, как на улице расстреливают соседей… Это – книга о бедовом мальчишке и большой войне, которая так и не смогла сломать этого мальчишку. О мужестве обычных, в мирное время совсем не примечательных людей, в один миг оказавшихся во власти нелюдей. Людей, которых не сломила оккупация и которые как могли противостояли ей.
Здесь много трагических, но высоких историй, ключевая из которых случается с самим автором, переворачивая всю его жизнь. Уже после войны он выследил и застрелил бывшего полицая, несколько лет помогавшего фашистам наводить новый порядок, а после освобождения Минска отслужившего в штрафбате и затем вернувшегося домой выращивать подсолнухи...
«Каждый день, отправляясь в школу и проходя мимо этого ухоженного огорода и человека, поливающего грядки, я испытывал такое жжение в груди, такие страдания, что моя жизнь превратилась в пытку», – вспоминает автор. В конце концов десятилетний мальчишка решает застрелить предателя.
История на этом не заканчивается. Испугавшись, мальчишка сел в первый же товарняк и уехал на край света – на Чукотку, где прожил два года, пока его не отыскали… После «чукотского побега» Валерий Мурох окончил мединститут, стал доктором медицинских наук, профессором, опубликовал много научно-популярных книг. Однако тягостные воспоминания военного детства навсегда остались в его сердце. Как осколок, навсегда застрявший в памяти…
Как-то мать подвела Валеру к забору и осторожно подняла на руки, чтобы он увидел, как расстреливают людей. И тихо сказала: «Запомни, сынок, всё, что видишь, – к нам пришла беда. Вырастешь и обо всём, что видишь сегодня, расскажешь». Вот и пришло время.