Историческое наследие возвращается в строй в российской столице, и не только
Благодаря усилиям столичных реставраторов в Москве восстановлен комплекс зданий Марфо-Мариинской обители. Столетие обители будет отмечаться в феврале будущего года и первоначально планировалось завершить все работы к февралю. Процесс реставрации был кропотливым и довольно сложным. Специалистам приходилось использовать все имеющиеся источники – газетные фотографии, воспоминания современников, рисунки, каталоги мебели и интерьеров начала XX века для того, чтобы восстановить внешний и внутренний облик зданий в их исторической подлинности. Кроме того, сегодня все здания приспособлены к современному использованию, то есть оснащены необходимой инженерией – системами электро- и водоснабжения, вентиляции и пожарной безопасности. Ведь обитель восстановлена не просто как памятник или музей, но во всей полноте её функций – как Всероссийский центр милосердия.
Все строительные и реставрационные работы проводились силами московских специалистов. И результатами довольны все. В первую очередь – сами сёстры обители, её настоятельница, которые не устают благодарить строителей. Русская православная церковь выразила и официальную благодарность, наградив многих представителей московского стройкомплекса высокими церковными наградами. Довольны итогом работы и представители Москомнаследия. Председатель Москомнаследия Валерий Шевчук смело приглашает оценить результат реставрации даже завзятых критиков московских властей – не признать, что работы проведены согласно самым строгим требованиям научной реставрации, невозможно.
Довольны и обитатели всей улицы Большая Ордынка (жители и арендаторы окрестных домов). Во-первых, оснащение обители современными коммуникациями повлекло за собой замену всех коммунальных сетей района. Известно, что до этого коммунальная система не знала капитального ремонта с полвека, то можно понять радость жителей. Во-вторых, жители центра столицы, да и не только центра, а всего города получили ещё одно место общественного притяжения. В обители прекрасный небольшой парк, где можно гулять, есть детская площадка. Но главное – это центр милосердия, который изначально задумывался как место, где любой страждущий может найти утешение и действенную помощь.
Официально обитель была открыта 23 февраля 1909 года, но фактически она начала действовать раньше. Бо,льшая часть корпусов к моменту открытия уже существовала – они были выкуплены на личные средства настоятельницы обители великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Затем по её заказу были построены Покровский храм и сестринский корпус. Ещё позднее, когда число сестёр в обители превысило полсотни, для них было построено ещё одно жилое здание. В итоге комплекс на Ордынке включал в себя две церкви, часовню, бесплатную больницу, аптеку, амбулаторию, столовую, воскресную школу, приют для девочек-сирот, библиотеку.
Сёстры, служившие в обители, приносили традиционные обеты послушания, нестяжания, но монахинями они не были. По истечении определённого срока они могли вернуться в мир. Вообще связи Марфо-Мариинской обители с мирской жизнью уделялось особое внимание. Неимущие могли найти здесь реальную помощь, прежде всего медицинскую. В бесплатной больнице обители работали лучшие московские врачи. Кроме того, они обучали сестёр основам медицины на специальных курсах. Сёстры милосердия служили не только в больнице при обители, но и в детских приютах, лазаретах, помогали нуждающимся и бедным многодетным семьям. И сёстры, и сама настоятельница лично посещали самые тёмные уголки Москвы, включая печально известную Хитровку, чтобы помогать нуждающимся.
У Елизаветы Фёдоровны были большие планы по развитию своего детища, она собиралась открыть отделения обители по всем губерниям России. А в самой Москве намеревалась организовать детские приюты, богадельню, построить дом с дешёвыми (как сейчас сказали бы, «социальными») квартирами для рабочих. Увы, этим планам не суждено было сбыться. Елизавета Фёдоровна была арестована в 1918 году и зверски убита вместе с другими представителями семьи Романовых в городе Алапаевске.
Обитель просуществовала до 1926 года, после чего ещё некоторое время работала больница, где продолжали трудиться бывшие сёстры.
Уже после Великой Отечественной войны в главном храме обители – Покровском соборе – разместились реставрационные мастерские имени И. Грабаря. Нынешняя настоятельница обители Наталья Молибога говорит, что «это милость Божия, что храм со времён войны занимал именно реставрационный центр, а не какой-нибудь склад. Центр, освобождая храм, вернул обители в отреставрированном виде предметы церковной утвари, сохранены фрески Нестерова. Мы признательны реставраторам и хотим их от всего сердца поблагодарить за их труд». Сегодня реставрационные мастерские переехали на новое место, а весь комплекс полностью возвращён церкви. Постановлением московского правительства обитель была передана Московской патриархии ещё в 1992 году, но масштабные реставрационные работы начались лишь в 2006 году, когда была создана программа по возрождению обители. Её сопредседателями стали мэр Москвы Юрий Лужков, президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин и митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир.
Тогда, в 2006 году, обитель находилась в плачевном состоянии. «Помню, как всё начиналось, и видел, в каком неважном состоянии находилась обитель, – вспоминает председатель Москомнаследия Валерий Шевчук. – Спасибо всему коллективу, который здесь трудился. Реставрация проведена на высочайшем уровне». Работы во всех зданиях велись «от и до»: они начинались с укрепления несущих конструкций и заканчивались восстановлением росписей, декора и интерьеров. В Покровском соборе восстановлены монументальная живопись и иконостас. Во всех помещениях воссоздан внутренний декор и убранство в соответствии с историческими свидетельствами. Например, мебель для покоев Елизаветы Фёдоровны делали современные мастера по каталогам начала XX века. Причём, по словам Валерия Шевчука, часть мебели, икон и картин была выкуплена на средства инвесторов, участвовавших в воссоздании предметов интерьера.
В своей работе строители руководствовались принципом научной реставрации. Каждый шаг согласовывался с Москомнаследия и лучшими экспертами в области архитектуры и истории. Благодаря этому удалось учесть и восстановить всё до мелочей. «Чтобы воссоздать покои основательницы – великой княжны Елизаветы Фёдоровны, – надо было задействовать не только старые фотографии, но и компьютер, – рассказывает руководитель компании «Экобау», работавший над восстановлением некоторых зданий обители, Кирилл Кутырин. – Пока шёл ремонт, главные сокровища обители хранились прямо в келье директора: облачение Серафима Саровского, нательный крест Елизаветы Фёдоровны и две иконы, которые она изготовила сама». Результатом этой кропотливой работы стало воссоздание обители в полном соответствии с исторической правдой. «Почти всё здесь пришлось восстанавливать с нуля, но, даже несмотря на это, нам удалось по максимуму сохранить старинную архитектуру», – констатирует руководитель Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александр Левченко, который по поручению Юрия Лужкова лично курировал все восстановительные работы.
Сейчас в обители открыты приют-пансион для девочек-сирот, благотворительная столовая, патронажная служба и магазин церковной утвари. Руководители программы восстановления обители поставили цель распространить исторический опыт Марфо-Мариинской обители в России и за рубежом. И благодаря этому им удалось воплотить то, о чём когда-то мечтала Елизавета Фёдоровна: у обители есть 20 самостоятельных отделений по всей России, а также в Белоруссии и на Украине. Более того, эта работа получила несколько неожиданный отклик в дальнем зарубежье. В сентябре итальянские власти заявили, что вернут России конфискованный в годы Второй мировой войны комплекс зданий с храмом Святителя Николая в адриатическом порту Бари. Символично то, что комплекс в Бари строился при финансовой поддержке Елизаветы Фёдоровны, а архитектором собора был Алексей Щусев, который построил и Покровский храм Марфо-Мариинской обители.