Недавно один из театральных директоров, обороняясь от моих постоянных нападок на их профессиональный корпус, пожаловался: а вы знаете, что они сами не хотят становиться главными и брать на себя ответственность за театр! Он, конечно же, имел в виду режиссёров, которых больше устраивают разовые постановки. И зарабатывают они тогда лучше. На самом деле так оно сейчас и произошло! Режиссёры, их положение в театре, их уровень профессионализма, чаще невысокий, их фактическое отсутствие в решении насущных дел стали камнем преткновения современного театрального процесса. Общеизвестно, что в новых реалиях сегодняшней жизни изменились многие профессии: к примеру, в новом качестве возрождаются инженеры, сельскохозяйственные специалисты… Очевидно, что второе рождение должны пережить и режиссёры, и актёры.
Да, они теперь утратили прежний престиж, не очень «догоняют» современные требования к ним, зато обрели новые возможности зарабатывать и процветать. Увы, несмотря на кажущийся зрительский успех, уровень многих постановок слишком часто вызывает резкое недовольство общества, и даже среди самых модных, раскрученных фигур нет равных по таланту, масштабу личности, даже по популярности прежним, недавним Олегам – Ефремову, Борисову, Табакову, Янковскому. Михаилу Ульянову. Есть Машков, но сразу же добавляем: ученик Табакова! А Женовач – ученик Фоменко. Такова уж особенность творчества, что здесь профессия передаётся из рук в руки, от мастера к ученику. Гинкас и Яновская – ученики Товстоногова… Именно учительство Лобанова, Гончарова, Кнебель и Попова, Товстоногова обеспечивали будущую судьбу режиссёрам Андрееву, Морозову, Райхельгаузу, Исрафилову, Туминасу… Иных уж нет, а те далече… Вот уже не стало ученика Равенских Беляковича…
Вопрос вопросов, кто нынче учит режиссёров, актёров. Выпускается их теперь по стране – туча ежегодно; на артистов и режиссёров учат все кому не лень. В институты искусства переквалифицировались институты культуры. Зачем столько актёров? Никто эту социальную потребность не отслеживает, не анализирует, не планирует. По Москве ходят толпы безработных лицедеев, труппы заполнены, нужны они лишь на телевидении для рекламы и обеспечения массовок в «мыльных» сериалах. Молодые специа-листы едут на периферию, но и там для них работы нет. А наборы в вузы ежегодные, платные, вот ключевое слово – «платные». Группу набирают до 100 человек. Но разве можно учить актёров сотнями? Учат хромых, кривых, шепелявых, некрасивых, неталантливых. Красавцы нынче идут в юристы и экономисты. Вот они – ответы на вопросы.
Как правило, учат артистов, режиссёров те, кто остался за бортом профессио-нального театра, по разным причинам выпал по конкуренции, по возрасту, усталости… Некоторые вообще в театре не работали никогда. Но учат, плодят ряды ненужных, невостребованных специалистов. Специалистов ли? В творческом обучении, хотя, мне кажется, более чем в любом другом, опасно доверять обучение тем, кто однажды когда-то сотворил диссертацию кандидатскую и вторую – докторскую… Аттестация часто – дело формальное, по документам… Да, нынешние режиссёры часто кажутся плохо обученными. Профессия им, как кубик Рубика: сложил спектакль из готовых разноцветных пазлов, из общеизвестных ремесленных приёмов, штампов – и готово! Раздел догола артистов, а можно в одинаковые длинные чёрные пальто одеть, вот и спектакль! Любят теперь, чтобы не сцена, а арена была, клоуны, маски, всё одинаково – в Чехове, в Достоевском, в Гоголе… Авторов разных читать, угадывать смыслы, стилистику трудно, поэтому вовсе отменили под лозунгом – немодно, несовременно… Да и пьес-то в обиходе всего из мирового репертуара десяток-два, не больше. Дружно рубят вишнёвый сад… десятки трёх сестёр собираются в Москву… Одно и то же гамлетовское «быть иль не быть?» обсуждают по всей стране. Режиссёры теперь читают, как все, мало, больше в интернете. Часто просто плохо говорят, невнятно излагают свои мысли. Отсюда излюбленный жанр – капустник, КВН. Театру не дают покоя лавры шоу-бизнеса, он всё больше с ним сближается.
Уверена, пришла пора и программы обучения режиссёров совершенствовать. Чтобы не только учить их ремеслу, но и делать широко образованными, мыслящими людьми, не «образованцами», чтобы они знали историю, экономику, логику, психологию, культурологию и социологию. Чтобы было больше мастер-классов, как работать с репертуаром, искать и выбирать пьесу, каков путь от неё к решению спектакля… Чтобы образованием помочь им сформироваться в личность, в индивидуальность, творца. Об этом надо думать, этим заниматься. Не скрою, что с уходом Геннадия Григорьевича Дадамяна мы лишились единственного и последнего учёного, изучавшего, отслеживавшего, думавшего над театральным процессом. Никак пока не ладится с созданием магистратуры в творческих профессиях, многим кажется излишним тратить дополнительные два года на учёбу. Но если актёра можно научить в бакалавриате, то режиссёру точно мало четырёх лет… Особенно главному режиссёру. Это отдельная профессия, требующая специальных знаний. Тут-то особенно важно, кто Учитель, Мастер. Не хочется никого обижать и ссориться, воевать друг с другом надоело, это только отвлекает от реальных накапливающихся проблем. Их пора решать. И помнить самое простое: лучше меньше, да лучше. И ещё – от осинки не родятся апельсинки…
Анна Кузнецова