Саратовский мост — без преувеличения, один из самых красивых и знаковых в России. Уже 60 лет он является визитной карточкой Саратова, наравне с мемориалом «Журавли» и знаменитой консерваторией. А не так давно ходили слухи, что его изображение может украсить новую тысячерублёвую купюру, рассказывает историю достопримечательности автор канала "Саратовский гид".
Казалось бы, что может быть очевиднее моста между Саратовом на правом берегу и Энгельсом (который раньше назывался Покровск) на левом? Но Волга здесь всегда была очень широкой, а до массовой автомобилизации строить такой сложный и дорогой мост было просто невыгодно. Первый железнодорожный мост в регионе появился аж в 1880 году под Сызранью, ведь там проходили важные пути на восток. В Саратове же о своём железнодорожном мосте мечтали ещё до революции, но смогли его построить только в 1930-е годы на южной окраине города, в самом узком месте — там, где когда-то стоял древний город Укек.
Всё изменилось в середине XX века, когда Волгу превратили в каскад водохранилищ, она стала ещё шире, и стране понадобились автомобильные переправы. Тогда мостов не было ни в Самаре, ни в Волгограде. Саратовским властям пришла в голову грандиозная идея: построить автомобильный мост прямо в центре города и одновременно благоустроить набережную. Такой мост, соединяющий два города-спутника, должен был быть не только функциональным, но и красивым. И проектировщики блестяще справились с этой задачей! После его открытия путь из Европы в Азию сократился аж на 500 километров.
Проект утвердили в 1958 году. Над ним работали талантливые инженеры и архитектор Борис Надежин — настоящий гуру мостостроения, автор книг и участник проекта моста через Керченский пролив 1944 года. Строительство шло несколько лет и было по-настоящему всесоюзной стройкой: на нём работали 1800 человек со всего СССР, в основном комсомольские студенческие бригады. Это событие даже увековечили в кино — Олег Ефремов снял и сыграл в главной роли в фильме «Строится мост».
Мост получился уникальным для своего времени. Его общая длина — почти 2,8 километра, он стоит на 39 опорах. Самое интересное — это его ажурные судоходные пролёты, которые в народе сразу прозвали «птичками». Их было четыре, каждая длиной 116 метров и весом 2600 тонн! Эти гигантские конструкции собирали на берегу, а затем на плавучей платформе из 150 понтонов аккуратно подводили и устанавливали на опоры. Зрелище, наверняка, было фантастическое.
Перед открытием мост прошёл суровое испытание: по нему друг за другом проехали 250 гружёных до предела МАЗов. 11 июля 1965 года состоялось торжественное открытие, которое стало настоящим праздником для двух городов. А через год по мосту пустили междугородный троллейбус, связавший Саратов и Энгельс. Кстати, движение троллейбусов то прекращали (ходили слухи об аварийном состоянии моста), то снова возобновляли — последний раз это случилось несколько лет назад.
Вместе с мостом преобразилась и саратовская набережная, которая впервые стала уютным местом для отдыха горожан. При строительстве намыли искусственный остров, который стал первым официальным городским пляжем — «Городские пески». Позже со стороны Саратова вырос длинный дом, прозванный в народе «Пентагоном», и вместе с мостом они образовали потрясающий архитектурный ансамбль.
Особенно красив мост ночью с эффектной подсветкой. Вид на него открывается с Предмостовой (ныне Славянской) площади, где теперь стоят огромные буквы «САРАТОВ» и герб города. В XXI веке ансамбль дополнили новые высотки и единственный на весь регион небоскрёб.
К сожалению, у конструкции обнаружился недостаток — недолговечность. Уже в 2004 году мосту потребовался серьёзный ремонт, который растянулся на полтора десятилетия. Но даже после ремонта специалисты отводят ему всего лет 20. Сейчас севернее уже построили новый мост в селе Пристанное, а к 2027 году планируют открыть ещё и южный, в составе объездной дороги. Но они, конечно, никогда не смогут сравниться с центральным мостом ни по удобству для горожан, ни по той неуловимой красоте, которая сделала его настоящим символом.
Ранее мы писали: Готовим сани с осени — зимний отпуск мечты: Топ направления, где тепло и недорого
Фото: соц сети