Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 сентября 2025 г.
Интересное

От «Птичек» до «Пентагона»: история главного архитектурного ансамбля Саратова

История саратовского моста, который может украсить тысячу рублей

21 сентября 2025

Саратовский мост — без преувеличения, один из самых красивых и знаковых в России. Уже 60 лет он является визитной карточкой Саратова, наравне с мемориалом «Журавли» и знаменитой консерваторией. А не так давно ходили слухи, что его изображение может украсить новую тысячерублёвую купюру, рассказывает историю достопримечательности автор канала "Саратовский гид".

Казалось бы, что может быть очевиднее моста между Саратовом на правом берегу и Энгельсом (который раньше назывался Покровск) на левом? Но Волга здесь всегда была очень широкой, а до массовой автомобилизации строить такой сложный и дорогой мост было просто невыгодно. Первый железнодорожный мост в регионе появился аж в 1880 году под Сызранью, ведь там проходили важные пути на восток. В Саратове же о своём железнодорожном мосте мечтали ещё до революции, но смогли его построить только в 1930-е годы на южной окраине города, в самом узком месте — там, где когда-то стоял древний город Укек.

Всё изменилось в середине XX века, когда Волгу превратили в каскад водохранилищ, она стала ещё шире, и стране понадобились автомобильные переправы. Тогда мостов не было ни в Самаре, ни в Волгограде. Саратовским властям пришла в голову грандиозная идея: построить автомобильный мост прямо в центре города и одновременно благоустроить набережную. Такой мост, соединяющий два города-спутника, должен был быть не только функциональным, но и красивым. И проектировщики блестяще справились с этой задачей! После его открытия путь из Европы в Азию сократился аж на 500 километров.

Проект утвердили в 1958 году. Над ним работали талантливые инженеры и архитектор Борис Надежин — настоящий гуру мостостроения, автор книг и участник проекта моста через Керченский пролив 1944 года. Строительство шло несколько лет и было по-настоящему всесоюзной стройкой: на нём работали 1800 человек со всего СССР, в основном комсомольские студенческие бригады. Это событие даже увековечили в кино — Олег Ефремов снял и сыграл в главной роли в фильме «Строится мост».

Мост получился уникальным для своего времени. Его общая длина — почти 2,8 километра, он стоит на 39 опорах. Самое интересное — это его ажурные судоходные пролёты, которые в народе сразу прозвали «птичками». Их было четыре, каждая длиной 116 метров и весом 2600 тонн! Эти гигантские конструкции собирали на берегу, а затем на плавучей платформе из 150 понтонов аккуратно подводили и устанавливали на опоры. Зрелище, наверняка, было фантастическое.

Перед открытием мост прошёл суровое испытание: по нему друг за другом проехали 250 гружёных до предела МАЗов. 11 июля 1965 года состоялось торжественное открытие, которое стало настоящим праздником для двух городов. А через год по мосту пустили междугородный троллейбус, связавший Саратов и Энгельс. Кстати, движение троллейбусов то прекращали (ходили слухи об аварийном состоянии моста), то снова возобновляли — последний раз это случилось несколько лет назад.

Вместе с мостом преобразилась и саратовская набережная, которая впервые стала уютным местом для отдыха горожан. При строительстве намыли искусственный остров, который стал первым официальным городским пляжем — «Городские пески». Позже со стороны Саратова вырос длинный дом, прозванный в народе «Пентагоном», и вместе с мостом они образовали потрясающий архитектурный ансамбль.

Особенно красив мост ночью с эффектной подсветкой. Вид на него открывается с Предмостовой (ныне Славянской) площади, где теперь стоят огромные буквы «САРАТОВ» и герб города. В XXI веке ансамбль дополнили новые высотки и единственный на весь регион небоскрёб.

К сожалению, у конструкции обнаружился недостаток — недолговечность. Уже в 2004 году мосту потребовался серьёзный ремонт, который растянулся на полтора десятилетия. Но даже после ремонта специалисты отводят ему всего лет 20. Сейчас севернее уже построили новый мост в селе Пристанное, а к 2027 году планируют открыть ещё и южный, в составе объездной дороги. Но они, конечно, никогда не смогут сравниться с центральным мостом ни по удобству для горожан, ни по той неуловимой красоте, которая сделала его настоящим символом.

Ранее мы писали: Готовим сани с осени — зимний отпуск мечты: Топ направления, где тепло и недорого

Фото: соц сети

Обсудить в группе Telegram

Кристина Мин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Чтобы котлеты стали любимым блюдом: 4 шага от кулинарного провала к кулинарному шедевру

    21.09.2025
  • Верните тюлю идеальную белизну: простой способ без кипячения и лишних усилий

    21.09.2025
  • Кабачковые оладьи: как превратить простой овощ в кулинарный шедевр

    21.09.2025
  • Овощное рагу с кабачками и картошкой: рецепт, от которого пахнет летом

    21.09.2025
  • Куриные оладьи за 20 минут: рецепт для тех, у кого нет времени на готовку

    21.09.2025
  • Капля натурального средства чудо - смеси и ваша кухня будет сиять

  • Как снизить холестерин просто - питание с умом

  • Эффект “Тяжелого взгляда” - простые способы борьбы с нависшим веком

  • Одна спичка стоит неправильно! У Вас 20 секунд на решение!

  • Как восстановить работающим пенсионерам индексацию своей пенсии с 2016 года в 2025 году

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS