В Ярославле прошёл X Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета
Если соловьиные трели считать музыкой, то последний весенний месяц старейшего русского города отмечен двумя традиционными событиями – фестивалем Башмета и переписью соловьёв, во всяком случае приходилось слышать такую шутку от ярославцев.
За десять лет жители города и области побывали на сотнях концертов с участием мировых звёзд, и прежде всего самого Юрия Башмета, в совершенстве освоив такие понятия, как импровизация и каденция (если переводить с латинского как «фантазия»), посмотрели музыкально-драматические спектакли, в которых оригинально переосмысливается классика, открыли для себя новые имена. Только в этом году на фестивале состоялись две мировые премьеры: маэстро представил пьесу «Пустошь» для альта и струнных Сергея Невского, а постоянный участник фестиваля, приглашённый дирижёр Брюссельского филармонического оркестра Денис Власенко совместно с симфоническим оркестром «Новая Россия» – симфонию «Суфийское письмо» бельгийского композитора и пианиста Жан-Люка Фафшана. Помимо Ярославля, концерты прошли в Угличе, Ростове, селе Великом, Рыбинске и Переславле-Залесском.
Программа этого года была задумана как музыкальное путешествие по странам Европы – на сценах Ярославля выступили два ансамбля из Италии, уже знакомый ярославцам барочный Soqquadro Italiano и Quintessenza Brass, Камерный оркестр им. Антонина Дворжака из Чехии, а также знаменитые музыканты, среди которых Жан-Люк Фафшан (Бельгия), Массимо Мерчелли (Италия), Харри Маки (Финляндия), Карло Коломбо (Италия-Швейцария), Нино Катамадзе с группой Insight из Грузии. Ярославцы услышали сочинения композиторов шести веков – от Жоскена де Пре, Моцарта, Баха, Гайдна, Чайковского, Штрауса до наших современников. Также участником фестиваля стала филармоническая хоровая капелла «Ярославия» под руководством Владимира Контарева.
«Суфийское письмо» – предкам или потомкам?
«Музыкальное путешествие в Бельгию» стало одним из самых ярких на фестивале. В программе концерта с участием симфонического оркестра «Новая Россия», которым дирижировал Денис Власенко, были исполнены произведения композиторов пяти веков. От «Ave Maria» Жоскена де Пре (XV–XVI вв.) до cимфонии «Суфийское письмо» Жан-Люка Фафшана (р. 1960). Взрывная тональность концерта обозначилась сразу: начался он на контрасте акапельного исполнения «Аве Марии» хоровой капеллой «Ярославия» и «Литании № 1 для фортепиано» – Жан-Люком Фафшаном. Литания – тоже молитва, состоящая из коротких обращений к святым, звучащая чаще всего в католических богослужениях, но в интерпретации композитора-сериалиста Карела Гуйвартса, нашего современника, услышите голос пугающего Хаоса, предупреждающего о чём-то ужасном, и едва ли не различите поступь Дьявола. Сериалисты используют технику додекафонии, пишут справочники, в мощном исполнении Фафшана звучит почти антимолитва, призыв к самому человеку сделать всё возможное для того, чтобы не умножать абсурдность мира.
В концерте прозвучал Пятый концерт для скрипки с оркестром «Le Gretry» Анри Вьетана (XIX в.), основателя национальной скрипичной школы, солировала в котором юная скрипачка из Всероссийского юношеского симфонического оркестра Валерия Абрамова; одна из многочисленных симфоний (до минор, op. 6 № 3) Франсуа Госсека, «Тиртея Революции», прожившего без малого сто лет, и экспрессивно-пронзительная пьеса «Molto adagio» для струнных Гийома Лекё, композитора-романтика, умершего 24-летним. Но главное впечатление преподнёс ярославцам Жан-Люк Фафшан – автор «Суфийского письма».
Зал с энтузиазмом пережил «погружение» и возвращение к свету, но аккорд узнали немногие, музыковед Сергей Бирюков в их числе. Перебрав самые знаменитые аккорды – «тристанов» из вступления к опере Вагнера «Тристан и Изольда», «прометеев» из симфонической поэмы Скрябина «Прометей», в конце концов он остановился на ми-бемоль мажорном трезвучии из «Золота Рейна» – первой оперы из тетралогии Вагнера «Кольцо Нибелунга», символизирующем вечную стихию воды, из которой всё рождается, и в неё же уходит. И оказался прав, после концерта сам Жан-Люк подтвердил это. «Суфийское письмо» было заказано Фафшану Национальным оркестром Бельгии, но за неделю до выступления дирижёр заболел, и Юрий Башмет предложил сделать премьеру в Ярославле.
Жан-Люк Фафшан признался, что русская музыка – одна из его любимых, в его репертуаре произведения Мусоргского, Прокофьева, Скрябина, Денисова, Шнитке. Рассказал, что знаком с русским композитором Виктором Кисиным, с 1990 года живущим в Бельгии. «По образованию я экономист, – рассказал Жан-Люк, – а музыке самостоятельно учился по партитурам. «Суфийское письмо» – часть моего крупного проекта, в который будут включены 28 пьес, примерно шесть часов музыки. Музыка написана для разных составов оркестра, начиная от двух инструментов и электроники и заканчивая большими коллективами. Года через два надеюсь закончить. Также пишу оперу по книге «Кубик» американского автора, где действие развивается на Тибете. В опере будут заняты 20 музыкантов, хор, четыре солиста». На вопрос «ЛГ» о том, чем питает композиторов современная жизнь, Фафшан ответил: «Когда я был юным, мечтал научиться писать популярную музыку высокого уровня. Панки уничтожили всё хорошее, что было создано в поп-музыке, разрушили все связи, и я решил начать писать «умную» современную музыку. Но неожиданно увлёкся прошлым – мистикой, суфизмом, заинтересовался алхимией. Сейчас изучаю работы учёных по нейрохимии, нейробиологии, нейропсихологии».
«Не забуду ваши ладони-сердца»
Ни для кого не секрет, что любимый жанр маэстро Башмета – кроссовер. Потому-то на концерте «Классика встречает джаз» в зале Филармонии им. Л.В. Собинова яблоку негде было упасть. Сама Нино Катамадзе, грузинская джазовая певица с группой Insight пожаловала на фестиваль, специальными гостями у неё значились маэстро с оркестром «Новая Россия».
Гости, пока без Башмета, занимали левый угол сцены, в правом расположились музыканты Insight, а в центре – обладательница роскошного голоса Нино Катамадзе. Как только раздались первые звуки этого мощного грудного голоса, зал словно выдохнул – будет чудо. Нино без всяких объявлений пела песню за песней, легко меняя ритмы и жанры своих песнопений и оттенки всех возможных эмоций, от тихой радости до безумного отчаяния, в результате сплавлялись в женский гимн под названием – любовь к жизни. Потом дирижёра на левой части сцены сменил маэстро Башмет, грузинские музыканты ушли со сцены, и – началось волхвование. Нино пела под оркестр, гуляя по сцене, танцевала, спускалась в зал, дирижировала зрителям, и они – на грузинском – очень даже красиво интонировали вместе с ней.
Когда графиня была молодой
Финальной точкой фестиваля стал вечер в знаменитом Театре Волкова. В авторской версии Юрия Башмета и режиссуре Павла Сафонова был представлен музыкально-драматический спектакль «Страсти по Пиковой даме» А.С. Пушкина и П.И. Чайковского. Создатели попытались приподнять завесу тайны над роковыми тремя картами, воплотив перед зрителями историю отношений юной графини (Надежда Михалкова) с графом Сен-Жерменом, авантюристом эпохи Просвещения (Сергей Епишев), о котором Пушкин едва упоминает. История развивается в двух временных измерениях: декорацией парижских событий, когда Сен-Жермен выручает юную картёжницу, проигравшую семейные драгоценности, – уходящая ввысь огромная лестница в левой части сцены, справа – пространство для действия оперных персонажей. Поют артисты Большого театра: Герман – Олег Долгов, Лиза – Мария Лобанова, Елецкий – Игорь Головатенко и Томский – Антон Зараев из Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Партию Графини исполняет солистка Мариинского театра, народная артистка СССР Ирина Богачёва. Всё действо занимает чуть более полутора часов, история Графини, погибшей, как и предсказывал Сен-Жермен, во время третьего обращения к магическим картам, при явлении Германа, дана в ключевых сценах. Надежда Михалкова является в спектакле в двух ипостасях – реальной питерской барышни и духа Графини, мистика – главное действующее лицо этой постановки.
Ярославль–Москва