Рождение праздника из духа музыки
Отгремел, отзвенел, отпел и даже оттанцевал VII Московский Пасхальный фестиваль – праздник высокой музыки во всех её видах и проявлениях, акция, сумевшая за совсем короткий срок стать одной из наиболее значимых в ежегодном музыкальном календаре российской столицы, а впрочем, и куда более широкого ареала. Сегодня временной отрезок между Пасхой и Днём Победы для всякого истинного меломана, надо полагать, прочно ассоциируется с божественными во всех смыслах звуками, с обилием первоклассных концертов и выдающихся исполнительских имён, среди которых первым по праву должно быть названо имя Валерия Гергиева.
Хотя особенно важно отметить, что «культурная инициатива», рождённая семь лет назад организационно-творческим тандемом худрука Мариинского театра и мэра Москвы и получившая благословение патриарха, с самого начала предполагала ориентацию не только на сообщество присяжных посетителей консерватории, но на гораздо более широкий социальный охват. И этой своей изначальной установке Московский Пасхальный с его многочисленными программами, в том числе хоровой и региональной, с неизменной «Звонильной неделей», со всевозрастающим числом благотворительных мероприятий продолжает усердно и неуклонно следовать.
Отсюда – невозможность рассказать обо всём, что предложил на сей раз МПФ. Мы ограничились тремя сюжетами: естественно, «смыслообразующей» симфонической программой, гастрольным представлением последней Мариинской оперной премьеры – явившейся, возможно, главным фестивальным открытием, и балетным гала – наиболее ожидаемым московской публикой. Да, не всё вышло в итоге одинаково блестящим и безупречным. Но у живого организма по-иному и быть не может. А Московский Пасхальный – мало сказать что живой. Он в полном соответствии со своим «званием» – животворящий.
Едва зазвучала музыка, дверь амфитеатра тихонько отворилась, и в зал осторожно проскользнул врач «Скорой помощи» в голубой униформе. Сердце тревожно сжалось – кому-то плохо! Но когда рыцарь шприца и тонометра, о чём-то пошептавшись с администратором, незаметно уселся рядом с телекамерами, а в руках у него появилась программка, стало ясно – не беда привела его в зал, а волшебная сила искусства. А потом, после концерта, гламурная девушка школьного возраста, забыв обо всём на свете, восторженно кричала в бриллиантовый мобильный прямо на лестнице: «Мика – это суперкруто! Я в жизни ничего подобного не слышала!» Значит, нуждаются души миллионов простых и не очень простых россиян, перекормленных попсой и блатным шансоном, в здоровой духовной пище. А что может быть здоровее музыки, проверенной многими поколениями да ещё в блестящем исполнении одного из лучших оркестров мира?
Именно такая музыка звучала в Большом зале Московской консерватории на открытии седьмого Пасхального. Программа была составлена так, что в ней, как в оперной увертюре, отразилась вся фестивальная концепция этого года. Прежде всего – это музыка Римского-Корсакова, сто лет со дня смерти которого отмечает весь музыкальный мир. Валерий Гергиев представил публике сюиту из редко исполняемой оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В исполнении Мариинского оркестра музыка «Града Китежа», ярко образная сама по себе, приобретала буквально физическую реальность – в «Сече при Керженце» внимательный слушатель мог распознать грохот лат и мечей, а таинственное тремоло струнных в «Похвале пустыне», без преувеличения, гипнотизировало зал. (Из других произведений Римского-Корсакова в рамках фестиваля были представлены опера «Псковитянка», а также «Испанское каприччио», шествие князей из «Млады» и симфоническая картина из оперы «Сказка о царе Салтане», прозвучавшие в заключительном концерте в Доме музыки и в традиционном благотворительном концерте для ветеранов 9 Мая на Поклонной горе.)
Второе отделение концерта открытия – это тот же мир русской сказки, столь дорогой автору «Снегурочки» и «Садко», но выраженный художественными средствами середины XX столетия, с элементами джазовых и полистилистических интонаций, музыка к балету «Конёк-Горбунок» Родиона Щедрина, написанная им ещё в пору студенчества, и как вполне логичное дополнение – небольшой концерт «Озорные частушки». Оба произведения прозвучали удивительно свежо – один «Цыганский танец» чего стоил. Поневоле появляется мысль – воистину нет пророка в своём Отечестве. Ведь то, что Брегович с его командой явили миру в конце 90-х, в гораздо более изысканной и совершенной форме было написано Щедриным ещё в 50-х. Сам Родион Константинович, присутствовавший в зале с супругой, Майей Плисецкой, принимая заслуженные овации публики, всем своим видом показывал – «Ребята, это не я, а вот они!».
Особо хочется отметить два «биса». Оба представлял сам Гергиев, и оба они были с посвящением. В память о Мстиславе Ростроповиче прозвучала пронзительная, мало исполняемая элегия Лядова «Волшебное озеро» – «негромкая музыка», по выражению маэстро. Ну а поскольку этот день совпал с 75-летием самого известного детского врача России Леонида Рошаля, также присутствовавшего в зале, оркестр сыграл в его честь фрагмент «Жар-птицы» Стравинского (кстати, ученика Римского-Корсакова).
Особое место в симфонической программе фестиваля 2008 года было отведено трём последним симфониям Малера – по признанию самого Гергиева, он совершенно по-другому переосмыслил творчество великого австрийца – и сегодня Малер предстаёт гораздо более мечтательным, улыбчивым, «парящим», чем даже два года назад.
В этом году вообще было много творческих экспериментов. Один из них – концерт в зале Третьяковской галереи, о котором дирижёр давно мечтал. Программа довольно смелая, но притом абсолютно оправданная. На третий день Пасхи звучали два цикла с одинаковым первоисточником – «Семь слов Христа на кресте» Г. Шюца (1645). В первом отделении была представлена одноимённая оратория Гайдна, во втором – партита Софии Губайдулиной для баяна, виолончели и струнного оркестра. Было очень любопытно проследить эволюцию музыкального языка почти за двести лет – именно столько отделяет одно сочинение от другого.
Как всегда, не обошлось и без «звёздных сюрпризов». В благотворительных концертах приняли участие Вадим Репин, Юрий Башмет, Владимир Галузин. В этом году Гергиев пригласил в Москву знаменитого китайского виртуоза Ланг Ланга – звезду современного фортепианного искусства. «В Китае 35 миллионов (!) молодых пианистов – и все хотят стать Ланг Лангами», – отметил он, представляя своего молодого друга. В заключительном концерте помимо запланированного фа-минорного концерта Шопена Ланг Ланг исполнил на бис весьма экстравагантную трактовку «Венгерской рапсодии» Листа, чем привел зал в полный восторг.
К сожалению, не обошлось без форс-мажорных накладок. Из-за болезни не смогла приехать Ольга Бородина. А Анна Нетребко, несмотря на недомогание и протесты Гергиева, всё же спела фрагмент из «Травиаты». Да и как было не спеть – ведь в этот день, 2 мая, маэстро отмечал своё 55-летие.
Как уже стало принято в рамках Пасхального фестиваля, большая часть концертов носила благотворительный характер – спонсоры фестиваля попросту выкупили билеты на многие фестивальные мероприятия и раздали их пенсионерам, ветеранам и студентам. Трудно переоценить ту подвижническую и просветительскую деятельность, которую осуществляют организаторы во имя идеалов культуры и высокого искусства.