Перейти к содержанию
  Воскресенье 24 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Искусство

От сказания до частушек

01 января 2007

СОБЫТИЕ

Рождение праздника из духа музыки

«Псковитянка» Н. Римского-Корсакова. Мариинский театр; Ольга (Ирина Матаева) и Михайло     Сцена из II актаОтгремел, отзвенел, отпел и даже оттанцевал VII Московский Пасхальный фестиваль – праздник высокой музыки во всех её видах и проявлениях, акция, сумевшая за совсем короткий срок стать одной из наиболее значимых в ежегодном музыкальном календаре российской столицы, а впрочем, и куда более широкого ареала. Сегодня временной отрезок между Пасхой и Днём Победы для всякого истинного меломана, надо полагать, прочно ассоциируется с божественными во всех смыслах звуками, с обилием первоклассных концертов и выдающихся исполнительских имён, среди которых первым по праву должно быть названо имя Валерия Гергиева. 

Хотя особенно важно отметить, что «культурная инициатива», рождённая семь лет назад организационно-творческим тандемом худрука Мариинского театра и мэра Москвы и получившая благословение патриарха, с самого начала предполагала ориентацию не только на сообщество присяжных посетителей консерватории, но на гораздо более широкий социальный охват. И этой своей изначальной установке Московский Пасхальный с его многочисленными программами, в том числе хоровой и региональной, с неизменной «Звонильной неделей», со всевозрастающим числом благотворительных мероприятий продолжает усердно и неуклонно следовать. 

Фёдор ЕВГЕНЬЕВОтсюда – невозможность рассказать обо всём, что предложил на сей раз МПФ. Мы ограничились тремя сюжетами: естественно, «смыслообразующей» симфонической программой, гастрольным представлением последней Мариинской оперной премьеры – явившейся, возможно, главным фестивальным открытием, и балетным гала – наиболее ожидаемым московской публикой. Да, не всё вышло в итоге одинаково блестящим и безупречным. Но у живого организма по-иному и быть не может. А Московский Пасхальный – мало сказать что живой. Он в полном соответствии со своим «званием» – животворящий.

Едва зазвучала музыка, дверь амфитеатра тихонько отворилась, и в зал осторожно проскользнул врач «Скорой помощи» в голубой униформе. Сердце тревожно сжалось – кому-то плохо! Но когда рыцарь шприца и тонометра, о чём-то пошептавшись с администратором, незаметно уселся рядом с телекамерами, а в руках у него появилась программка, стало ясно – не беда привела его в зал, а волшебная сила искусства. А потом, после концерта, гламурная девушка школьного возраста, забыв обо всём на свете, восторженно кричала в бриллиантовый мобильный прямо на лестнице: «Мика – это суперкруто! Я в жизни ничего подобного не слышала!» Значит, нуждаются души миллионов простых и не очень простых россиян, перекормленных попсой и блатным шансоном, в здоровой духовной пище. А что может быть здоровее музыки, проверенной многими поколениями да ещё в блестящем исполнении одного из лучших оркестров мира? 

Именно такая музыка звучала в Большом зале Московской консерватории на открытии седьмого Пасхального. Программа была составлена так, что в ней, как в оперной увертюре, отразилась вся фестивальная концепция этого года. Прежде всего – это музыка Римского-Корсакова, сто лет со дня смерти которого отмечает весь музыкальный мир. Валерий Гергиев представил публике сюиту из редко исполняемой оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В исполнении Мариинского оркестра музыка «Града Китежа», ярко образная сама по себе, приобретала буквально физическую реальность – в «Сече при Керженце» внимательный слушатель мог распознать грохот лат и мечей, а таинственное тремоло струнных в «Похвале пустыне», без преувеличения, гипнотизировало зал. (Из других произведений Римского-Корсакова в рамках фестиваля были представлены опера «Псковитянка», а также «Испанское каприччио», шествие князей из «Млады» и симфоническая картина из оперы «Сказка о царе Салтане», прозвучавшие в заключительном концерте в Доме музыки и в традиционном благотворительном концерте для ветеранов 9 Мая на Поклонной горе.) 

Второе отделение концерта открытия – это тот же мир русской сказки, столь дорогой автору «Снегурочки» и «Садко», но выраженный художественными средствами середины XX столетия, с элементами джазовых и полистилистических интонаций, музыка к балету «Конёк-Горбунок» Родиона Щедрина, написанная им ещё в пору студенчества, и как вполне логичное дополнение – небольшой концерт «Озорные частушки». Оба произведения прозвучали удивительно свежо – один «Цыганский танец» чего стоил. Поневоле появляется мысль – воистину нет пророка в своём Отечестве. Ведь то, что Брегович с его командой явили миру в конце 90-х, в гораздо более изысканной и совершенной форме было написано Щедриным ещё в 50-х. Сам Родион Константинович, присутствовавший в зале с супругой, Майей Плисецкой, принимая заслуженные овации публики, всем своим видом показывал – «Ребята, это не я, а вот они!». 

Особо хочется отметить два «биса». Оба представлял сам Гергиев, и оба они были с посвящением. В память о Мстиславе Ростроповиче прозвучала пронзительная, мало исполняемая элегия Лядова «Волшебное озеро» – «негромкая музыка», по выражению маэстро. Ну а поскольку этот день совпал с 75-летием самого известного детского врача России Леонида Рошаля, также присутствовавшего в зале, оркестр сыграл в его честь фрагмент «Жар-птицы» Стравинского (кстати, ученика Римского-Корсакова). 

Особое место в симфонической программе фестиваля 2008 года было отведено трём последним симфониям Малера – по признанию самого Гергиева, он совершенно по-другому переосмыслил творчество великого австрийца – и сегодня Малер предстаёт гораздо более мечтательным, улыбчивым, «парящим», чем даже два года назад. 

В этом году вообще было много творческих экспериментов. Один из них – концерт в зале Третьяковской галереи, о котором дирижёр давно мечтал. Программа довольно смелая, но притом абсолютно оправданная. На третий день Пасхи звучали два цикла с одинаковым первоисточником – «Семь слов Христа на кресте» Г. Шюца (1645). В первом отделении была представлена одноимённая оратория Гайдна, во втором – партита Софии Губайдулиной для баяна, виолончели и струнного оркестра. Было очень любопытно проследить эволюцию музыкального языка почти за двести лет – именно столько отделяет одно сочинение от другого. 

Как всегда, не обошлось и без «звёздных сюрпризов». В благотворительных концертах приняли участие Вадим Репин, Юрий Башмет, Владимир Галузин. В этом году Гергиев пригласил в Москву знаменитого китайского виртуоза Ланг Ланга – звезду современного фортепианного искусства. «В Китае 35 миллионов (!) молодых пианистов – и все хотят стать Ланг Лангами», – отметил он, представляя своего молодого друга. В заключительном концерте помимо запланированного фа-минорного концерта Шопена Ланг Ланг исполнил на бис весьма экстравагантную трактовку «Венгерской рапсодии» Листа, чем привел зал в полный восторг. 

К сожалению, не обошлось без форс-мажорных накладок. Из-за болезни не смогла приехать Ольга Бородина. А Анна Нетребко, несмотря на недомогание и протесты Гергиева, всё же спела фрагмент из «Травиаты». Да и как было не спеть – ведь в этот день, 2 мая, маэстро отмечал своё 55-летие. 

Как уже стало принято в рамках Пасхального фестиваля, большая часть концертов носила благотворительный характер – спонсоры фестиваля попросту выкупили билеты на многие фестивальные мероприятия и раздали их пенсионерам, ветеранам и студентам. Трудно переоценить ту подвижническую и просветительскую деятельность, которую осуществляют организаторы во имя идеалов культуры и высокого искусства.
 
Алина АЛЯБОВА

Алина Алябова


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты