100 режиссёров итальянского кино. – М.: Госфильмофонд России, 2012. – 311 с. – 1000 экз.
В последние годы у нас итальянские новинки можно увидеть на камерных фестивалях, а картины каннских любимчиков, таких как Маттео Гарроне и Паоло Соррентино, в ограниченном прокате. Однако для большинства российских зрителей разговор об итальянском кино по-прежнему ассоциируется со свиданиями в Музее кино и кинотеатре «Иллюзион» на шедеврах неореализма, а также с воспоминаниями о первых просмотрах фильмов Феллини, Висконти, Антониони, Пазолини. Так, события детства рифмуются в сознании с эпизодами итальянских семейных хроник, а узнавание мира – с тревожной атмосферой послевоенных наблюдений. Совсем недавно для настоящих поклонников кинематографа с Апеннин, да и не только для них, российский Госфильмофонд приготовил редчайший подарок – биофильмографический справочник киноведа Валерия Босенко «100 режиссёров итальянского кино».
В избранную сотню вошли не только культовые итальянские режиссёры, но и актёры, сценаристы, монтажёры, историки кино. Издание не претендует на академическую полноту, но является результатом исследования, которое киновед, кандидат искусствоведения, специалист по итальянскому кино Валерий Босенко вёл на протяжении более тридцати лет. В прозрачной структуре книги каждому персонажу посвящена биофильмографическая справка. Её ценность состоит в том, что впервые на русском языке в таком объёме учитываются не только главные, но все фильмы, снятые тем или иным автором. Так прошлое итальянского кино переплетается с его настоящим, а будущее анонсируется в начатых, но пока незавершённых проектах.
Короткие статьи о героях книги слагаются в интерактивную историю итальянского кино, в которой, как в остросюжетной картине, важны разнообразные связи. Именно их вычленение заражает читателя исследовательским куражом, приносит радость неожиданных открытий и совпадений. Из справочника читатель узнает о том, что в 1945 году Роберто Росселлини снял «Рим – открытый город» с Анной Маньяни, общепризнанный манифест неореализма, после которого стало возрождаться послевоенное кино Италии. Витторио де Сика – режиссёр важнейших для неореализма «Похитителей велосипедов» – сыграл в кино и театре свыше 150 ролей, варьируя «преимущественно образ импозантного героя-любовника». Малоизвестный у нас Серджо Читти сначала был маляром, в 1950-е годы оказался консультантом по римскому диалекту на картинах «Аккатоне» и «Мама Рома» Пазолини, а затем сам стал сценаристом и режиссёром. Почему Дарио Ардженто считают итальянским Альфредом Хичкоком. Какие фильмы до второй половины 1970-х годов снимал Тинто Брасс. Или, например, что Серджо Леоне собирался экранизировать проект о 900-дневной блокаде Ленинграда. О ней же планирует снять картину и лауреат «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке «Новый кинотеатр «Парадизо» Джузеппе Торнаторе.
Необычность справочника состоит в том, что обилие подробностей и деталей заинтересует самых дотошных специалистов, но одновременно книга может стать детективом для киноманов. Можно сказать, что издание удостоверяет веру в итальянское кино. Никто не ожидал, что на Берлинале-2012 «Золотого медведя» за лучший фильм получит концептуальный «Цезарь должен умереть» братьев Тавиани – героев книги Босенко. Ведь им обоим за восемьдесят. Актуальная история итальянского кино продолжается.