Свиридов – композитор не ретроспективы, а дальней перспективы, и мы продолжаем получать хоть и редкие, но очень значительные подтверждения тому. Новое прочтение «Отчалившей Руси» – событие. Уже хотя бы потому, что это молодое прочтение Свиридова. Можно как угодно относиться к современному оформлению состоявшегося концерта и сценическим решениям, но время обтянутой сверкающими шелками певицы и выдающего над клавиатурой за раз три смены, словно молотобоец, аккомпаниатора не то чтобы прошло, а осталось уместным для соответствующей литературы – старого романса, классических оперных арий и песен, в общем – для всяческого аристократизма в культуре.
Конечно, «Отчалившая Русь» – академическая и аристократическая музыка при всём своём космизме и народности. Но что такое просто исполнить в исходном виде это произведение? Для такого нужны певец и пианист высшего класса, с консерваторским образованием. Иные просто это не освоят. То есть «Отчалившая Русь» изначально подразумевает концертный, филармонический подход к своему исполнению, причём рафинированного класса. А теперь пришло время демократизма. Многие ли сегодня ходят на концерты камерной музыки? К сожалению, очень немногие (возможно, причина этого состоит в самом жанре, родившемся и вызревшем в просвещённой, особенной прослойке общества, ныне сведённой почти на нет). Понимал это и композитор, чутко следивший за новыми звучностями века, – в последние годы жизни он затеял оркестровку многих камерно-вокальных сочинений, но не успел. Как же донести такие шедевры до современной публики, чтобы, с одной стороны, не потерять их высокий духовный строй и монашеские тайны, а с другой – попросту сделать так, чтобы их расслышали, узнали и запомнили на всю жизнь?
Ведь Свиридов композитор не прикладной и не лобово аристократический, его «Отчалившая Русь» – это больше, чем просто музыка на текст (тем более в таких произведениях нестеровского образного пространства), это парсуна, фреска, памфлет, космос – что угодно, так что сценографическое решение такого действа (как выяснилось из исполнения!) совершенно оправданно. Тем более что и представлено всё оказалось со вкусом, без лишнего пафоса и сермяжности.
Дирижирование Ольгой Власовой, чтение стихотворений Есенина артисткой Электротеатра Еленой Морозовой, исполнение оркестровой партии камерным ансамблем «Практика» – всё это получилось свежо и одухотворённо. Высветилась как бы некая арка к временам ораторий и силы их воздействия на людей (успех-то какой был на концерте, причём публика в основном молодёжь!). Что касается удачной, я бы сказал – тактичной – аранжировки Алексея Сюмака, в свиридовском духе, с присущими звучностями и хорошим балансом, то я сам был свидетелем не раз, как Свиридов подписывал названия инструментов в Полном собрании в клавирах песен и романсов, включая, кстати, и «Отчалившую Русь», которая чуть ли не первой в очереди стояла на инструментовку. Это было его мечтой, которую он не успел воплотить. Аранжировка выполнена умело и уместно (весьма удачно найден, в частности, аккордеон) – если только не считать малого барабана в конце, который на словах «несу, как сноп овсяный, я солнце на руках» резанул слух военным перестуком (ни Есенин, ни Свиридов никаким помыслом не были агрессорами). Исполнение получилось с глубоким пониманием сути не только музыки – это само собой, а я бы сказал, сути смысла её написания. Свиридов благодаря этим исполнителям вновь показал свою неисчерпаемую молодость, то есть бессмертие.
Что до пения женским по высоте голосом мужчиной – не нахожу в этом ничего особенного, тем более что остаётся только радоваться искренней отдаче и мастерству, с которыми доносит свою партию замечательный певец, солист хора Musica Aeterna, контратенор Андрей Немзер. Что-то в этом, быть может, есть даже ангельское. Ну были же раньше дисканты, а не сопрано в хоре. Очень важно, что певец доносил партию без оперности, опять же с исполнительским тактом и пониманием слов, хотя и очень уж порой переживая. Хорошо, что придумали чтение стихотворения перед собственно песней – например, лично я благодаря этому много заново расслышал в словах, казалось бы, известных давным-давно, да и музыка воспринималась после такого богаче.
Вот так вдруг открылся Свиридов! Присутствие налёта авангардизма в стилистике изложения материала, в сценических и звуковых фонах – ну и что? Свиридов любил Лентулова, Кандинского. Этим только исполнители подтвердили неутолимую современность Свиридова. Тем, кто говорил, что подобное похоже на капустник, скажу: так именно это-то и замечательно, что есть в состоявшейся премьере признаки студенческой инсценировки! Ведь молодость, конечно, зелена, но поёт-то, переживает, вникает в Свиридова и Есенина тут именно молодость, то есть налицо опять же перспектива, а не ретроспектива, так что как раз всё очень демократично и вселяет немалые надежды. Получился такой шаг назад к традиции, чтобы сделать два шага вперёд в её развитии.
Как говорил Валерий Гаврилин, «нужно, чтобы молодыми голосами запели старую песню». Так и вышло!
Не будем греметь словами вроде «гениально» и «невероятно», а просто отметим, что получилось очень яркое художественное свершение. Нас всех поздравляю с этим любопытнейшим – особенно в такое-то время – явлением, этой новой «Отчалившей Русью».