Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 июля 2022 г.
  4. № 27 (6841) (06.07.2022)
Искусство Культура

Отчалившая в вечность

На Дягилевском фестивале в Перми прозвучала новая версия «Отчалившей Руси» Георгия Свиридова

06 июля 2022
Цикл исполняет Елена Морозова, актриса и чтец



Свиридов – композитор не ретроспективы, а дальней перспективы, и мы продолжаем получать хоть и редкие, но очень значительные подтверждения тому. Новое прочтение «Отчалившей Руси» – событие. Уже хотя бы потому, что это молодое прочтение Свиридова. Можно как угодно относиться к современному оформлению состоявшегося концерта и сценическим решениям, но время обтянутой сверкающими шелками певицы и выдающего над клавиатурой за раз три смены, словно молотобоец, аккомпаниатора не то чтобы прошло, а осталось уместным для соответствующей литературы – старого романса, классических оперных арий и песен, в общем – для всяческого аристократизма в культуре.

 

Конечно, «Отчалившая Русь» – академическая и аристократическая музыка при всём своём космизме и народности. Но что такое просто исполнить в исходном виде это произведение? Для такого нужны певец и пианист высшего класса, с консерваторским образованием. Иные просто это не освоят. То есть «Отчалившая Русь» изначально подразумевает концертный, филармонический подход к своему исполнению, причём рафинированного класса. А теперь пришло время демократизма. Многие ли сегодня ходят на концерты камерной музыки? К сожалению, очень немногие (возможно, причина этого состоит в самом жанре, родившемся и вызревшем в просвещённой, особенной прослойке общества, ныне сведённой почти на нет). Понимал это и композитор, чутко следивший за новыми звучностями века, – в последние годы жизни он затеял оркестровку многих камерно-вокальных сочинений, но не успел. Как же донести такие шедевры до современной публики, чтобы, с одной стороны, не потерять их высокий духовный строй и монашеские тайны, а с другой – попросту сделать так, чтобы их расслышали, узнали и запомнили на всю жизнь?

Ведь Свиридов композитор не прикладной и не лобово аристократический, его «Отчалившая Русь» – это больше, чем просто музыка на текст (тем более в таких произведениях нестеровского образного пространства), это парсуна, фреска, памфлет, космос – что угодно, так что сценографическое решение такого действа (как выяснилось из исполнения!) совершенно оправданно. Тем более что и представлено всё оказалось со вкусом, без лишнего пафоса и сермяжности.

Дирижирование Ольгой Власовой, чтение стихотворений Есенина артисткой Электротеатра Еленой Морозовой, исполнение оркестровой партии камерным ансамблем «Практика» – всё это получилось свежо и одухотворённо. Высветилась как бы некая арка к временам ораторий и силы их воздействия на людей (успех-то какой был на концерте, причём публика в основном молодёжь!). Что касается удачной, я бы сказал – тактичной – аранжировки Алексея Сюмака, в свиридовском духе, с присущими звучностями и хорошим балансом, то я сам был свидетелем не раз, как Свиридов подписывал названия инструментов в Полном собрании в клавирах песен и романсов, включая, кстати, и «Отчалившую Русь», которая чуть ли не первой в очереди стояла на инструментовку. Это было его мечтой, которую он не успел воплотить. Аранжировка выполнена умело и уместно (весьма удачно найден, в частности, аккордеон) – если только не считать малого барабана в конце, который на словах «несу, как сноп овсяный, я солнце на руках» резанул слух военным перестуком (ни Есенин, ни Свиридов никаким помыслом не были агрессорами). Исполнение получилось с глубоким пониманием сути не только музыки – это само собой, а я бы сказал, сути смысла её написания. Свиридов благодаря этим исполнителям вновь показал свою неисчерпаемую молодость, то есть бессмертие.

Что до пения женским по высоте голосом мужчиной – не нахожу в этом ничего особенного, тем более что остаётся только радоваться искренней отдаче и мастерству, с которыми доносит свою партию замечательный певец, солист хора Musica Aeterna, контратенор Андрей Немзер. Что-то в этом, быть может, есть даже ангельское. Ну были же раньше дисканты, а не сопрано в хоре. Очень важно, что певец доносил партию без оперности, опять же с исполнительским тактом и пониманием слов, хотя и очень уж порой переживая. Хорошо, что придумали чтение стихотворения перед собственно песней – например, лично я благодаря этому много заново расслышал в словах, казалось бы, известных давным-давно, да и музыка воспринималась после такого богаче.

Вот так вдруг открылся Свиридов! Присутствие налёта авангардизма в стилистике изложения материала, в сценических и звуковых фонах – ну и что? Свиридов любил Лентулова, Кандинского. Этим только исполнители подтвердили неутолимую современность Свиридова. Тем, кто говорил, что подобное похоже на капустник, скажу: так именно это-то и замечательно, что есть в состоявшейся премьере признаки студенческой инсценировки! Ведь молодость, конечно, зелена, но поёт-то, переживает, вникает в Свиридова и Есенина тут именно молодость, то есть налицо опять же перспектива, а не ретроспектива, так что как раз всё очень демократично и вселяет немалые надежды. Получился такой шаг назад к традиции, чтобы сделать два шага вперёд в её развитии.

Как говорил Валерий Гаврилин, «нужно, чтобы молодыми голосами запели старую песню». Так и вышло!

Не будем греметь словами вроде «гениально» и «невероятно», а просто отметим, что получилось очень яркое художественное свершение. Нас всех поздравляю с этим любопытнейшим – особенно в такое-то время – явлением, этой новой «Отчалившей Русью».

 

Тэги: Георгий Свиридов Алексей Вульфов
Обсудить в группе Telegram

Алексей Вульфов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Зубр

    01.06.2022
  • Свиридова чтят в Курске

    12.12.2021
  • Островок спасения

    31.08.2021
  • Для Курска нет понятия „провинция“

    27.12.2017
  • Разные записи

    01.02.2017
  • Инструкция по увековечиванию

    58 голосов
  • Век Свиридова

    40 голосов
  • Зубр

    39 голосов
  • Русская сюита

    34 голосов
  • Музыка как судьба

    27 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS