Александр Максов
Фотографии предоставлены литературной частью театра
Знаешь, мне иногда кажется, что я птица.
А. Островский «Гроза»
«… Отчего люди не летают так, как птицы?» Вопрос, мучивший Катерину в пьесе А. Островского «Гроза», похоже, волновал и создателей балета «Крылья». Премьера спектакля с успехом прошла на сцене Самарского театра оперы и балета в завершение сезона. При этом, творческий год был крайне насыщенным. Среди ключевых событий рождение сценической версии оперы «Зори здесь тихие» Кирилла Молчанова, балетов «Роман бутона розы» Риккардо Дриго, «Времена года» Александра Глазунова. Спектакль «Дом у дороги» к 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне на музыку Валерия Гаврилина осуществил балетмейстер Дмитрий Антипов, на малой сцене был представлен театрализованный концерт «Ожидание» по произведениям Микаэла Таривердиева…
С приходом к руководству балетной труппой Юрия Бурлака – известного знатока балетной старины – репертуар начал активно пополняться перлами из его домашней сокровищницы. В афише появились «Раймонда», возродившая образы балета Мариуса Петипа и Александра Горского, «Дон Кихот Ламанчский» по спектаклю Большого театра 1900 года, «Щелкунчик» Мариинского театра 1892 года в хореографии Льва Иванова. Ранее свет рампы зажегся для балетов «Эсмеральда» и «Наяда и рыбак». Да не только они: названа лишь малая часть достижений. В то же время, как всякий умный руководитель с базовым академическим образованием, Бурлака считает необходимым сохранять разумный баланс между классикой и современными направлениями хореографии. Эту позицию поддержали художественный руководитель и главный дирижер театра Евгения Хохлов, а также генеральный директор театра Наталия Макарова. Именно поэтому в балетном сегменте репертуара в разное время появились, например, «Три маски короля» и «Back to life» (хореограф-постановщик Юрий Смекалов). Эти спектакли, как и балет «Крылья», связаны с именами устоявшейся группы создателей: композитора Михаила Крылова, художника Вячеслава Окунева и Вячеслава Заренкова - автора литературного первоисточника будущих спектаклей, соавтора трех балетных либретто и инициатора хореографического воплощения литературных образов. Если заглянем в предысторию, узнаем, что перу В. Заренкова принадлежит рассказ «Орлы и люди», положенный в основу балета «Крылья». Вячеслав Адамович фигура уникальная: профессор, член Союза художников и Союза писателей Санкт-Петербурга, Заслуженный строитель России. Как ученый он владеет сто восьмьюдесятью девятью патентами, как литератор опубликовал четыре сборника рассказов, как художник написал десятки картина. Кроме того, В. Заренков меценат, чьи социально-культурные проекты помогают детворе и реализации молодых талантов.

Балет по рассказу «Орлы и люди» балетмейстер Александра Тихомирова впервые поставила на сцене Большого театра Беларуси под названием «Орр и Орра», вынеся в заголовок имена птиц. Однако на самарские подмостки спектакль перекочевал не формальной минской копией 2016 года: ныне театр следует избранной эстетике, обыгрывать в художественном произведении «место силы», где оно рождается. Так, в «Щелкунчике» использована декорация с узнаваемыми самарским Храмом Пресвятого Сердца Иисуса и особняком Александры Курлиной (Музей Модерна) 1903 года постройки, а новый балет рефлексирует здешним Монументом Славы. Величественное сооружение представляет собой 13-метровую фигуру рабочего, стоящую на 40-метровом постаменте лицом к Волге. Рабочий на поднятых вверх руках держит большие наклоненные плоскости, символизирующие крылья выпущенных в Куйбышеве (прежнее название города) военных самолётов.
Забавно, но разве не логично, что музыку к спектаклю сочинил петербургский композитор с красноречивой фамилией. Правда, Михаил Крылов взял в соратники Олега Ходоско, задачей которого было создать редакцию и аранжировку предложенных музыкальных композиций. И хотя ухо музыковеда уловит в партитуре темы П.Чайковского, Рихарда Штрауса, старинной французской песни, или улыбнется упругому ритму Равеля, достоинством Крылова, безусловно, является приятный мелодизм и экспрессия его музыки. Проникся ею и дирижер Алишер Бабаев.
Вячеслав Окунев придумал железные декорационные конструкции разных форм. Над металлическим мостом над сценой змеятся серебристые трубы. Их высота меняется, оживляя картинку. Предметы декорации подвижны – съезжаются и разъезжаются, приобретая образ брачного ложа или подиума гламурного увеселительного заведения. Огромный решетчатый цилиндр станет клеткой, заключившей изможденную Орру на потеху здешних завсегдатаев. Конструктивистский холод смягчает видеоконтент Виктории Злотниковой. На огромном арьер-экране она разместила «живые» природные пейзажи, откликающиеся на состояние героев - от солнечного весеннего ликования, до безжизненной удрученности заледеневшей натуры. Есть и абстракции в виде космических протуберанцев, обезличенной толпы, машущих крыльев и душ, удаляющихся в заоблачные миры. Вместе с мистическим светом Ирины Вторниковой все создает эмоциональную многослойность спектакля.

К слову, В. Окунев и автор костюмов, довольно изобретательных, но порой – как у Орра и Орры - кажущихся не завершенными.
Поначалу зритель может заподозрить мизантропов в В. Заренкове и А.Тихомировой, определившей жанр своего спектакля балетом-приданием. Первая же сцена переносит публику во времена «зари мироздания». Между небом и землей в кромешном холоде и мраке копошатся таинственные существа. Абрисы их фигур размыты натяжной оболочкой с вырезом для головы. Попытки избавиться от «плаценты», сковывающей движения отталкивающих эмбрионов удаются не сразу, а лишь придают многочисленным коконам самые нелепые очертания. Наконец тела освобождены, но кругом по-прежнему царят холод и мрак. Таким черно-белым, или точнее, угрюмо серым этот мир останется до тех пор, пока не оплодотворится любовью, не познает прекрасного чувства. Поэтическим образом любви стали птицы – два белых орла Орр и Орра. Их прилет оборачивается рождением Мужчины и Женщины, одаренных способностью полюбить.
Авторы раскрывают нам глаза, проводя по этапам жизненной эволюции, и мы вынуждены признать в этой драматической скачке по жизни узнаваемые реалии нашего быта. Влюбленность Мужчины и Женщины приводит к скорой свадьбе. Здесь непременный фотограф, фиксирующий счастливые мгновения бракосочетания, и велеречивый тамада, славящий жениха и невесту. Торжественность ситуации подчеркнута музыкой сродни праздничным увертюрам Генделя. Однако благостный ход событий быстро теряет томность, перерастает в пошлую пьяную драку гостей. Впрочем, с той же стремительной непоследовательностью мордобой завершается братанием агрессивных драчунов. Здесь больше, чем эксцентричная ирония создателей спектакля – их брезгливая, осуждающая гримаса. Мы сразу начинаем чувствовать себя единомышленниками, привыкаем к стилистике, а увиденное совестливым бременем ложится на наше сознание.
В спектакле несколько красивых лирических дуэтов. Один из них – любовный новоиспеченных супругов. Другой еще более интимный. Но тут пришлось поискать объяснения: почему в разгар чувственных излияний музыка приобрела тревожную интонацию, а часть сцены окрасилась красными всполохами. Отражен ли кульминационный прилив страсти или это первый намек на будущие противоречия? Они не заставили себя ждать. Удовлетворив естественные желания, счастливые любовники пробуждаются. У каждого свои интересы и предпочтения, которые вторая половина не одобряет. Женщине не нравится, что праздный Мужчина вперился в телевизор, транслирующий футбольный матч. К тому же, авторитарно переключая канал, не позволяет ей наслаждаться кулинарной передачей. Вот и первая размолвка, где оружием семейного скандала становится кухонный половник.

Лишь появление Орра и Орры возвращает мир в уже не по-доброму возбужденные сердца. Однако зависть к чужому счастью, не дает покоя серой массе соплеменников, не ведающих любви. До чего грустную картину являет собой следующая: цветное одеяло, служащее нежным супружеским покровом, безжалостно разорвано человеческой враждебностью, разломано брачное ложе, а Орра изуверски поймана в сети. Птичья пара насильственно разлучена - Мужчина и Женщина самостоятельно разрушают свои отношения. Брошенная любимым Женщина пытается оправиться с удушающей печалью. Ее пластика уже не кантиленно-распахнутая, а изломанно-понурая. Уподобленная раненой птице, Женщина пытается воспрять, взмахнуть рукой-крылом. Все тщетно. Страдальческий монолог в ассоциативную параллель поставлен и Орру, тоскующему об орлице. Два одиночества встречаются: Женщина помогает Орру, а тот утешает и дает опору отчаявшейся.
Но иллюзия реальности зрителей не отпускает. Оставшийся один, Мужчина пытается найти успокоение на дне бутылки, заглушить тоску в обществе легко доступных девиц злачного ресторана. Здесь на потеху собравшимся покажут израненную Орру, которую к тому же надо выдрессировать ударами хлыстов. «Цирковое шоу» застало рецензента врасплох тем, что музыка нарочито уложена в матрицу равельевского «Болеро» (номер так и назван программкой), а хореография оказалась вдохновлена этим знаменитым балетом Бежара.
Попытка примирения Мужчины и Женщины не шла гладко, и лишь ее трагическая гибель привела к пониманию потери. Пришел черед мужчины испытать беспросветную душевную пустоту. На помощь снова приходят Птицы. С этого времени объявленный жанр постановки: балет-притча, балет-придание проявляется со всей очевидностью. Птицы поднимают Мужчину с земли и на своих крыльях увлекают в небеса. Там на небе Мужчина и Женщина встречаются вновь. Они опять счастливы, будто в Раю. Вокруг множество белых птиц. Люди и Птицы танцуют танец любви, радости, счастья. Но и это еще не конец действия. У Тихомирова нет недостатка в режиссерских и пластических идеях. Завершая тему «привязки к местности», балетмейстер сочинила оптимистически-динамичную бисовку, веющую почитанием местного футбольного клуба. Помните, по ходу спектакля герой смотрел по телевизору футбольный репортаж игры команды «Крылья Советов». Так вот теперь все участники спектакля – люди и птицы украсили себя символическими шарфами их спортивных фанатов. А Мужчина и Женщина даже между танцевальными pas весело перекинулись настоящим футбольным мечом.

Пришло время сказать и о самих артистах. В двух премьерных спектаклях исполнителями партий Орла (Орра) были Дмитрий Петров и Илья Черкасов, Орлицы (Орры) - Екатерина Фатеева и Полина Марушина. Они сохраняли необходимую поэтическую интонацию пластики, но в соответствующих моментах убедительно транслировали трагическую обреченность. В роли Мужчины поочередно выступили Луис Эдуардо Франке и Сергей Гаген. Для прорисовки своих героев они нашли необходимое вдохновение. Не впадая в банальность бытовых дрязг, заложенных в сюжетную канву спектакля, оба танцовщика свободно лепили характеры и передавали мужскую психологию вполне художественными средствами: полетным танцем, жестами и мимикой. Партию Женщины исполнили Виктория Мартини и Марина Накадзима. Пожалуй, всем балеринам и танцовщикам было довольно легко понять мотивы нежных или раздраженных «слов» и поступков персонажей. Наверняка и им в жизни приходилось оказываться в подобных архетипических ситуациях сложного взаимодействия полов. Главной задачей балерин стало подчинение декоративности классической и неоклассической лексики образным категориям. Обе артистки постоянно помнили о пластической выразительности танца и поз, придерживались романтической театральности при тщательной разработке эмоциональной палитры.
Если сегодня интересной для публики может считаться только произведение, затрагивающее и обсуждающее проблемы, характеры и поступки героев, имеющие непосредственное значение для самой аудитории, то балет «Крылья» как раз является таковым.