Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Отдайте слово!

01 января 2007

РЕЗОНАНС

Я попытаюсь ответить на сей давно созревший и перезревший вопрос. Фамилий называть не буду, чтобы не сводить серьёзную проблему к личным качествам наших телеведущих, ибо сказанное мною относится в той или иной степени ко всем – от Владимира Познера и Владимира Соловьёва до Татьяны Малкиной включительно, затронутой в статье Юрия Полякова «Ничего личного, но молчать не могу!» («ЛГ», № 2, 2008).
Наше телевидение, как и – возьму гораздо шире – любая другая трибуна или площадка выражения общественного мнения, принципиально и откровенно монологично. Хотя очень любит представлять изготовляемые им «продукты», всякого рода «шоу», в виде и форме диалога. С той самой поры, когда двадцать лет назад «пошёл процесс» так называемой демократизации нашего общества. И чем дальше (ближе к нашим дням) этот процесс подвигался, тем менее диалогичным становится само наше общение, как будто мы застряли на какой-то промежуточной стадии между разрешением говорить свободно и свободой говорить без разрешения.
Мы обсуждали несколько лет назад в клубе «Свободное слово» проблему… свободного слова. Задались целью выяснить ответ на такой каверзный вопрос: «А существуют ли у нас действительно свободная пресса и независимое телевидение?» Обсудив, пришли к выводу, что свобода, ангажированность, тяга к контролю за информацией и умами, предвзятость в оценке с неугодными мнениями и суждениями сегодня такое же обычное, распространённое явление, как и вчера-позавчера. Только вчера мы были однопартийными, а теперь представляемся многопартийными. При этом в выигрыше оказываются те, кто при деньгах и у власти. Вспомнил об этом, читая эмоционально острую и точно охарактеризованную Юрием Поляковым статью про «ток-шоковый» принцип телеинформации и общения.
Затронутая проблема намного шире и глубже, чем поведение того или иного телеведущего. В реальной практике мы докатились до того, что целые партии позволяют себе открыто заявить, что вступать в «споры-разговоры» даже по поводу проблем и судьбы страны, скажем, в предвыборных баталиях (парламентских) они ни с кем не намерены.
Но речь ведь идёт не о праздной болтовне – о том, какой выбор предстоит и может сделать избиратель между претендентами на представительную власть. Уже и кандидаты в президенты отказываются от диалога со своими оппонентами-конкурентами, видимо, считая, что спор-то будет «чистых» с «нечистыми». Ничего себе демократия! Избиратель фактически лишён права даже задать вопрос (у меня, например, скопилось их немало за последние годы) тому, кто будет им управлять?!
Поведение нынешних телеведущих органично вписывается в уже накатанную тенденцию – «либерально-демократическую», как её именуют на том же телевидении. В то время как она откровенно и бесспорно авторитарная. Сложилась она и привольно чувствует себя далеко за пределами телевидения, воплощая в себе и собой определённый тип взаимоотношений власти и общества. Эти отношения справедливо возмутили Юрия Полякова. Я бы на его месте сказал резче и не так деликатно.
Разумеется, никто не сомневается в праве обозревателя или шоумена иметь свою точку зрения и занимать любую позицию по любому обсуждаемому вслух вопросу. Возьми слово «соло» и выскажись. Но в передаче-диалоге, куда ты приглашаешь её участников, ты обязан проявить так называемую политкорректность, предоставив зрителям самим решать, кто «прав» и кто «неправ». Но телеведущие буквально навязывают свою позицию и пристрастия, используя разного рода приёмы. И телеэкран фиксирует это как рентген.
Во-первых, это аморально – пригласив (заманив) людей на передачу, представить их не равноправными субъектами общения, а подсобным материалом реализации своего замысла, даже если он сам по себе интересен.
Во-вторых, глубоко непрофессионально, пригласив на диалог, забыть, что он предполагает путём столкновения и сопоставления разных мнений и позиций дать людям, тысячам и миллионам зрителей, принять участие в поиске правды и истины по тому или иному вопросу.
Сегодня телевидение справедливо обвиняют в манипулировании сознанием. Причём оно выполняет эту роль с удовольствием и энтузиазмом, ничуть не хуже проклинаемых им коммунистов. Именно за это им и платят.
Короче, давно назрела пора разобраться в вопросах бытия и функционирования нашего информационного пространства. Российское общество должно быть действительно суверенно и свободно в изъявлении своих предпочтений и устремлений. 

Валентин ТОЛСТЫХ, президент клуба «Свободное слово», доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии РАН


На днях выпуск программы «Ничего личного», посвящённый вопросу «Может ли искусство портить нравы?», прошёл в эфире ТВ Центра. Скандал с фальсификацией итогового голосования не был вырезан при монтаже, что, безусловно, нельзя не отметить. Впрочем, после того как о знаменательном телеконфузе в «ЛГ» рассказал Юрий Поляков, это было бы совсем неприлично. И вот теперь не только участникам шоу, но и всем телезрителям стало понятно, что их пытались, мягко выражаясь, обмануть и, как можно догадаться, обманывали раньше. И тут возникает вопрос к руководству ТВ Центра: «Это что, политика канала – такими «компьютерными» способами навязывать зрителям либерально-маргинальную точку зрения?» Мало того, что публика в студии, олицетворяющая глас народа, набирается неизвестно из кого и как (чаще всего этим людям за их «работу» платят); мало того, что ведущая всегда на стороне «самовыраженцев» и вместе с ними воюет с теми, кто отстаивает государственно-патриотические позиции; но ещё, как выяснилось, и компьютер нагло врёт.
Кроме того, этот выпуск «Ничего личного», сам того не ведая, нанёс сокрушительный удар и по многим другим ток-шоу, где используется зрительское голосование. Теперь, например, и Владимир Соловьёв должен привести неопровержимые доказательства того, что в шоу «К барьеру!» телефонное голосование происходит честно и компьютер не подсуживает единомышленникам шоумена. Возникавшие сомнения по поводу справедливости многих «побед» в этой программе, как теперь стало понятно, тоже не лишены оснований. 

«ЛГ»

Обсудить в группе Telegram

Валентин Толстых

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS