Перейти к содержанию
  Суббота 30 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    05 октября 2021 г.
Литература Колумнисты

Отказ от предвзятой оценки

Сафронова Елена Сафронова Елена — 05 октября 2021

В апреле 2021 года я побывала на III Международном книжном фестивале «КНИГАМАРТ» в Иркутской областной государственной научной универсальной библиотеке им. И.И. Молчанова-Сибирского. Пригласили принять участие в онлайн-дискуссии «Глупые» женские романы: эволюция женской прозы». Совместно с профессором РГПУ им. А.И. Герцена Марией Черняк, доцентом Литературного института имени А.М. Горького Татьяной Сотниковой (она же популярный писатель Анна Берсенева), поэтом и критиком Анной Голубковой.

Я согласилась, но кошки на душе скребли. Из-за термина. Мне встречались две полярные позиции определения «женская проза». Первый случай – провинциальный поэт, ученик Литинститута, говорил, что его так учили: «женская проза/женские стихи» – официально принятое определение слабых и слюнявых текстов. Женская проза в его устах была синонимом позорища. В эту точку зрения верили. Она прижилась в литкружке (поскреби российскую глубинку – найдёшь незамутнённый Домострой!). Я позже постаралась выяснить, преподают ли так в Литинституте. Выяснила две вещи: нет, не преподают; да, установка на заведомую слабость женской прозы повсеместна. Поэтому я как критик не использую словосочетание «женская проза/стихи», хотя пишу о прозе и поэзии прекрасного пола часто. Критик, обращаясь к произведениям авторов-женщин, всё время должен словно бы реабилитировать сам тот факт, что дама взялась за перо и – надо же! – из этого ещё что-то вышло. Стараюсь этого избегать.

Второй случай – книготорговля. Стенды с заглавиями «Современная женская проза» имеют смысл не оценочный или обидный, а утилитарный. Покупателям показывают, где искать романы о любви, браке, семейных перипетиях с хеппи-эндами, над созданием которых работает целая издательская сфера. Издатели и книготорговцы женской прозой обозначают жанр с характерными признаками. На уровне масслита и коммерческой литературы женская проза чётко выделяется в отдельный сегмент. Придумавшие это разделение, по-моему, не мужчины и не женщины, а циничные и расчётливые люди без пола, настроенные на волну «пипл хавает».

На уровне «боллитры» разговор о гендерной прозе я считаю бессмысленным. Некоторые строгие ценители считают неискусством всю коммерческую прозу. Но не прочь искать «женскость» в образчиках большой литературы. Круг замыкается.

И о чём, думала я, будем мы говорить на круглом столе даже с такими компетентными собеседниками?.. О непримиримых противоречиях вокруг женской прозы?

Да, мы их обсудили и поняли, что предубеждения против женской прозы чаще всего оказываются рецепционными установками. Мы с коллегами пришли к выводу, что нет ничего зазорного в поименовании женской прозой всех текстов, созданных женщинами. При таком подходе феномену женской прозы уже скоро триста лет. Что деление литературы на «страты», предусмотренное издательскими – а бывает, и авторскими, – стратегиями, располагается не выше-ниже, а вширь, то есть не несёт предвзятой оценки. Что женская проза с дамским вниманием к деталям – бесценный исторический источник духа времени. Как Вербицкая упоённо описывала будни закулисья, так наши современницы рисуют ночные клубы, бары, торговые центры. И нашим потомкам через сто лет будет очень интересно читать об антураже эпохи!.. И главное, что феномен женской прозы, при своей кажущейся примитивности, бесконечно формирует поводы для серьёзных разговоров. Тоже ведь дух времени.

Елена Сафронова, критик, прозаик

Елена Сафронова
71

Елена Сафронова


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Установка на худшее

06.07.2022

Добросовестный дневник

18.05.2022

Ответственность за чертой

09.02.2022

Преломление гедониста

12.01.2022

Бессилие музыки

08.12.2021

Критика – как партия в шахматы

24 голосов

Смена поколений и репутаций

21 голосов

Замок отечественной беллетристики

17 голосов

Многоликий катарсис

17 голосов

Уход героев

11 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты